Русполимет Дробмаш Гранком Завод вакуумной металлургии Выксунский литейный завод

Туристический рынок находит новые форматы

Одним из безусловных трендов нынешнего года для туристической отрасли России стал поиск путей скорейшего восстановления после длительного застоя из-за пандемии.
 Фото: iStock  Фото: iStock
Фото: iStock

Коронавирус сильно ударил по этому сегменту экономики, но одновременно он дал импульс для развития внутреннего туризма. Однако россиянам, в большинстве не раз побывавшим за рубежом и вкусившим сервиса самого высокого уровня, уже недостаточно в своей стране просто "куда-то поехать", "что-то посмотреть" или поваляться на горячей сочинской гальке. Поэтому растет спрос на оригинальные продукты, в какой-то степени на "экзотику".

Удовлетворить этот спрос, по мнению главы компании ExploRussia Ольги Ситник, может интенсивное развитие устойчивого, или ответственного, туризма. Такое направление стало развиваться в Европе в начале 2000-х на фоне общего роста числа путешественников, в нашей стране - чуть позже. Приоритеты этой концепции - поддержка культурного обмена между туристами и местным населением с учетом самобытности каждого народа и разумное перераспределение доходов от туризма; бережное отношение к окружающей среде; доступность туристических услуг для маломобильных граждан.

Знакомство с той или иной местностью в понимании устойчивого туризма предполагает контакт с местными жителями. Например, это может быть посещение мастерской художника или ремесленника (приобретение их творений необязательно, но приветствуется), чаепитие с плюшками у бабушки, поющей частушки собственного сочинения, дегустация местной кухни, в том числе сезонных блюд, предпочтение местной сувенирной продукции, заселение в гостевых домах, а не в сетевых отелях и так далее. Понятно, что при таком раскладе часть заплаченных туристом средств за отдых остается в местном бюджете.

Например, социальный предприниматель из Свердловской области Гузель Санжапова создала туристическую точку притяжения в своей родной деревне Малый Турыш. В умирающей еще несколько лет назад деревне с населением всего в 50 человек начали производить мед, карамель, варенье, травяные чаи, елочные игрушки - к этому привлечены местные жительницы. До пандемии сюда часто наведывались иностранцы: парились в бане, варили карамель, вырезали деревянные ложки, учились лепить пельмени, делать наливки из лесных ягод. В общем, пропитывались местным духом. Сейчас в деревне строится общественный центр, который объединит ремесленные производства, гостиницу и клуб. Идей много, быстрее бы только закончилась пандемия.

Еще недавно подобные туристические продукты были ориентированы, в основном, на иностранных гостей, но в последнее время стали пользоваться популярностью и у россиян, особенно жителей больших городов и молодежи, выросшей в "каменных джунглях". Скажем, в тот же Малый Турыш зачастили жители Екатеринбурга. Прекрасно вписываются в концепцию устойчивого туризма различные фестивали. Скажем, огуречный в Суздале, сырный в Истре, яблочный в Коломне, квасной в Костроме, вишневого варенья в Уварово (Тамбовская область). Такие мероприятия привлекают много гостей, которые с охотой разбирают "объекты праздника" на гостинцы родным и друзьям и тем самым поддерживают местных производителей.

Но не стоит думать, что придумать интересный турпродукт можно лишь в глухой провинции. В мегаполисах место ему тоже найдется. Например, пандемия пробудила фантазию сотрудников музея-заповедника "Царицыно". В июне, после снятия ограничений на прогулки, они "развели" потоки людей по территории, разработав несколько маршрутов по интересам: спортивный, исторический, экологический, детский и т.д.

"Турист просто скачивает нужный маршрут по QR-коду и путешествует самостоятельно, в любое удобное для него время. Благодаря этому удалось сгладить пики нагрузки на вход-выход из парка", - уточнила для "РГ" сотрудник музея-заповедника Ольга Пугач.

Кстати

Внутренний туризм в России восстанавливается лучше, чем в других странах мира. По оценке главы Ростуризма Зарины Догузовой, турпоток в летний курортный сезон удалось восстановить на 70 процентов. По результатам июля-августа восстановление рынка можно оценить уже на уровне 90 процентов."Есть направления, по которым виден рост в 1,5-2 раза. Например, Байкал и Алтай", - отметила Догузова. Ожидается, что по итогам 2020-го турпоток составит 60-70 процентов от уровня прошлого года.