Ратификация должна состояться до конца декабря, чтобы новый порядок налогообложения начал применяться с 2021 года. Ставка налога у источника поднимается до 15% в отношении дивидендов и процентов с рядом исключений. Так, ставка составит 5% для институциональных инвестиций и в определенных случаях для публичных компаний.
Минфин договорился о таких же изменениях с Мальтой и Люксембургом, ведет переговоры с Нидерландами. В марте президент РФ обратил внимание на несправедливость налогообложения доходов компаний из офшорных юрисдикций по ставкам ниже НДФЛ и распорядился скорректировать соглашения с такими странами, чтобы проценты и дивиденды, выплачиваемые за границу, облагались по тем же ставкам, что и внутри России, то есть 15%. Кипр был основной "целью" этой кампании.
Минфин оценивал поступления от обложения выплат на Кипр более высокой ставкой в 130-150 млрд рублей ежегодно. "Потребовалась концентрация финансовых ресурсов для обеспечения предпринимаемых правительственных мер поддержки населения, - объясняет представитель ведомства повышение ставки. - Изменение соглашения позволит установить справедливую эффективную ставку налога у источника в отношении доходов российского происхождения, которые, по сути, выплачиваются российским бенефициарам через "транзитные" юрисдикции". Параллельно правительство намерено сделать более привлекательными для международных холдингов "русские офшоры" (САРы) во Владивостоке и Калининграде.
Соглашения об избежании двойного налогообложения подразумевают, что часть налога взимается у источника дохода, а другая - в стране получателя. В случае с процентами и дивидендами, которые выплачиваются за рубеж, ставка налога составляет от 5 до 10%, с расчетом на то, что страна, резидентом которой является получатель дохода, также удержит с него определенный процент. Однако в странах, относимых к офшорам, таким как Кипр, такого удержания не происходит. В этом случае "прокачивание" доходов через компании, зарегистрированные на Кипре, необоснованно выгодно для налогоплательщика и разорительно для бюджетной системы, объясняет директор научно-образовательного центра финансов и инвестиций ИФУР РАНХиГС Наталья Бондарчук. "В основе манипулятивных действий такого "оптимизатора" лежит завуалированный "отказ от резидентства РФ" в отношении получаемых доходов в целях их сокрытия от налогообложения", - говорит она.