В кабинете министров посчитали, что пока страна находится не в лучшем экономическом положении. Поэтому исполняющий обязанности премьер-министра КР Артем Новиков принял решение о поэтапном вводе в действие закона об обязательном страховании и гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
Председатель Госфиннадзора КР Арзыбек Кожошев рассказал о графике, по которому это будет происходить. С июля 2021-го полис ОСАГО по требованию инспекторов ГУОБДД обяжут предоставлять водителей автомобилей, находящихся на территории республики, но зарегистрированных за рубежом, а с января 2022-го - государственного транспорта, грузовых машин и тех, на которых осуществляются перевозки пассажиров. С первого января 2023-го это правило начнет действовать и в отношении владельцев частных авто.
Очередной перенос введения в действие закона, по словам Арзыбека Кожошева, произошел "не от хорошей жизни". "Даже несмотря на то что внедрение ОСАГО в республике принесет в госбюджет десятки миллионов сомов в виде налогов и страховых взносов и создаст около тысячи новых рабочих мест, мы поддержали решение и.о. главы правительства", - отметил он.
Закон об ОСАГО можно назвать многострадальным. Документ приняли еще летом 2015-го. И с тех пор он, образно говоря, висит в воздухе. Вступить в силу нормативно-правовой акт должен был в 2016-м, однако срок перенесли на начало 2019-го, а затем передвинули на февраль 2021-го.
Основные причины, по которым это сделали, - плохая экономическая ситуация в стране, слишком дорогая для большей части населения страховка, непрозрачность системы возмещения убытков. По крайней мере, такие доводы приводили депутаты парламента КР.
По данным Госфиннадзора Киргизии, к вступлению в силу закона об ОСАГО в республике все готово. Разработаны тарифы на обязательное страхование автотранспорта. Предлагаемая базовая стоимость полиса составит около 1700 сомов. Она увеличивается или уменьшается в зависимости от пяти коэффициентов, применение которых зависит от вида автотранспортного средства, его максимальной массы и объема двигателя, возраста и стажа водителя, срока страхования, наличия диагностической карты.
Что касается выплат по страховым случаям, то в Госфиннадзоре предложили установить следующие лимиты: за причинение вреда, результатом которого стали смерть потерпевшего, - 300 тысяч сомов; инвалидность - 200 тысяч сомов (первая группа), 150 тысяч (вторая), 100 тысяч (третья); увечье, травма без установления инвалидности - в размере фактических расходов на лечение, но не более 100 тысяч сомов. За причинение вреда имуществу - по 150 тысяч каждому и не более 450 тысяч всем потерпевшим.
Между тем
В столице Киргизии в скором времени начнется внедрение электронных водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспорта. Об этом сообщили в Государственной регистрационной службе (ГРС) КР. По данным ведомства, проект сначала реализуют в Бишкеке. "Он рассчитан на год, при этом его реализация не приведет к выделению средств из республиканского бюджета", - сказали в ГРС.
- Применение пилотного программного решения для идентификации лиц, управляющих транспортными средствами, позволит в перспективе перейти на электронный вид водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспорта в мобильном приложении, - добавили в госслужбе.