Сетчатые оранжевые ящики с пластиковыми и стеклянными бутылками, полиэтиленовыми пакетами и картонными коробками на самом дне отличают дворы на улице Мира в белгородском городе Губкин от всех остальных. В эти контейнеры жильцы несут не отходы, а вторсырье.
Пенсионер Владимир Еремин, высыпая из мешка стеклянные бутылки, поясняет:
- Это я убираю в подвале. Сколько там всякого хлама, а все руки не доходили. Теперь вот что нахожу полезное, все в этот контейнер выношу.
На вопрос о том, сортирует ли он мусор дома, чтобы раздельно выбросить тот же пластик или стекло, губкинец усмехается:
- Да кто там сортирует... Все само получается. Видишь полиэтилен - неси в отдельный контейнер, - резюмирует пенсионер.
У его соседки Зинаиды Буйновской тоже нет отдельного ведра для вторсырья, но женщина - активная сторонница раздельного сбора отходов.
- Я одна живу, и мусора у меня мало, - говорит она. - Стараюсь не покупать ничего в тех же пластиковых бутылках. Но если что, то тару, конечно, в общий бак не выбрасываю.
К оранжевым контейнерам подъезжает специальный мусоровоз и только по субботам.
Самое весомое доказательство того, что сортировка мусора имеет смысл, - не во дворе, а в платежных квитанциях жителей. А за свои труды каждый получает скидку по плате за вывоз ТКО.
Представитель регионального оператора по Губкинскому округу Светлана Уколова рассказывает, что разделять отходы на вторсырье и прочие здесь начали в феврале. Свыше 46 тысяч губкинцев стали претендовать на скидку. Рассчитывается она просто: все зависит от объема собранного для переработки материала. Если контейнеры быстро наполнили под завязку, то прикрепленные к нему жильцы получают весомый бонус - минус семь процентов от тарифа на вывоз ТКО. Те, кто сортирует меньше, платят больше.
- И люди как-то сразу активно стали сортировать, - вспоминает она. - Контейнеры наполнялись быстро, машины стали чаще отвозить отходы на перерабатывающий завод, который не просто принимает их, но и платит деньги. Так, жильцы уже получили скидку в 328 тысяч рублей за сортировку, предоставив около трех тысяч кубических метров отходов.
Губкинцы подтверждают: скидка действительно есть, и месяц от месяца она разнится. Сказать, что бонусы от предприятия-переработчика весомы для семейного бюджета, нельзя.
- Но все равно приятно, - с улыбкой говорит Зинаида Буйновская.
На мусороперерабатывающем заводе "Флагман", куда и отвозят все содержимое оранжевых контейнеров, такое сотрудничество с губкинцами называют выгодным.
- Разобрать все то, что выброшено в общем мусорном пакете, очень сложно, - поясняет коммерческий директор завода Иван Березуцкий. - А рассортировать пластики - это вообще самое тяжелое. Потому что даже обычная ПЭТ-бутылка - это три разных вида материала: сама бутылка, крышечка для нее и этикетка. И мы понимаем, что просить жителей вот о такой сортировке пока нельзя, но отдельно выбросить бумагу, полиэтилен, металл и стекло - это же не сложно.
Идеальный мусор, по словам представителя завода, мусор чистый. Пока же на предприятии приходится отмывать стекло и пластик от остатков пищи, стирать и сушить полиэтиленовые пакеты и даже подбирать реагенты, для того чтобы очистить от краски жестяные банки. На это все тратятся ресурсы, которые можно было бы сэкономить при грамотной сортировке уже на этапе квартиры.
- После то, что все называют мусором, становится основой для других производств, - говорит Березуцкий. - Переработка на нашем предприятии идет для конкретного заказчика. Пластиковые гранулы направляем на производство водопроводных труб, поддонов, стекло в виде боя - на стекольные заводы, картон - на предприятия, которые потом впускают тару. Такая вот профессия - родину очищать. Ну и рынок ждет свое сырье.
Глава управляющей компании Валентина Ермакова отмечает, что некоторые жильцы звонят с просьбами поставить еще один контейнер для вторсырья. Ведь специальный мусоровоз приезжает раз в неделю, а ящик заполняется гораздо быстрее. В компании регионального оператора отмечают, что это не проблема. К тому же как раз в Губкине на оранжевые контейнеры уже становили специальные датчики, которые определят, заполнен ли ящик до критической отметки или место в нем еще есть.
Во втором случае мусоровоз не поедет забирать вторсырье, сэкономив топливо. Светлана Уколова отмечает, что эта инновация на руку перевозчикам. Датчики приобретались на средства гранта Российского фонда развития информационных технологий, компании же не потратили на это ни рубля. А время вывоза отходов благодаря приборам должно сократиться как минимум на треть.
Тем временем главный вопрос белгородцев, которые платят почти сто рублей с человека за вывоз мусора, заключается в том, как повлияют раздельный сбор, экономия на логистике и прочие фишки на тариф. Ответа на него пока нет.
Даже анонсированный ранее в том же Губкине проект по скидкам на оплату вывоза ТКО для владельцев компостных площадок в частном секторе пока не дал ярких результатов. Специалист губкинского подразделения регионального оператора Сергей Лихошерстов отметил, что те площадки, которые построили местные жители частного сектора для складирования растительных остатков, не отвечают нужным требованиям.
- Их владельцы, конечно, выбрасывают в контейнеры значительно меньше мусора, - говорит он. - Но вот сэкономить на тарифе пока не получается.
В Курске создают сеть пунктов приема вторсырья, куда можно привезти отходы для переработки и получить за них деньги. Отдельно пластик, бумагу, металлы и прочее можно даже не сортировать - из общего объема отходов их выделят сотрудники пункта приема. Кроме того, по городу курсирует экотакси. Машины собирают вторичное сырье для переработки, и график их движения оглашается заранее. В этом случае отходы просят рассортировать и, помимо традиционных, принимают и неформат: пробки от бутылок с вином и скрепки от пакетов из-под хлеба.
В Ярославской области с начала года в переработку отправлено более 1800 тонн вторсырья и опасных отходов. Это удалось сделать благодаря акциям в рамках проекта "ЯрЭкомобиль", а также работе экокомплексов и взаимодействию с предприятиями-партнерами.
Бизнес активно участвует в проектах по сбору и утилизации отработанных батареек, а также по переработке неисправной бытовой техники и электроники. Так, в этом году ярославцы уже собрали 5,5 тонны батареек, 116 тысяч ртутных ламп и 140 тонн вышедшей из употребления техники. В проекте по сбору техники и электроники активно участвуют большие сетевые ритейлы, куда люди сдают аппаратуру по программе "Утилизация".