Наиболее заметно влияние локдауна в категориях офисов и помещений свободного назначения (ПСН). За последний квартал предложение в этой категории в столице Черноземья увеличилось более чем на восемь процентов, что подкрепило и годовой рост. Если по ПСН он оказался умеренным, на уровне пяти процентов, то количество объявлений о продаже офисов в Воронеже в июле - сентябре оказалось на 26 процентов больше, чем в аналогичный период 2019-го. Эпидемия здесь лишь усилила старую тенденцию.
Довольно активно выставляют на продажу и различные склады. В третьем квартале количество таких объявлений выросло на 10 процентов в сравнении с сопоставимым промежутком прошлого года.
Число предложений о продаже нежилых помещений снизилось лишь по объектам торговли и общепита. В соотношении год к году падение в этих категориях составило 15 и семь процентов соответственно. Собственные площади воронежский предприниматель крепко держит в руках.
- Торговле и общепиту в целом удалось избежать серьезных последствий локдауна: даже если один бизнес обанкротился, на его место приходит другой, - пояснил руководитель направления коммерческой недвижимости в "Авито Недвижимости" Тимур Зайцев. - Вместе с тем количество объявлений о сдаче помещений для общепита, офисов и ПСН значительно увеличилось как за последний квартал, так и по сравнению с III кварталом 2019 года. Особенно высокий показатель зафиксирован в сегменте объектов общественного питания. За год число таких помещений, доступных для аренды, выросло в Воронеже более чем в два раза, а за квартал - на 36 процентов. Это говорит о том, что в течение года кафе и рестораны часто съезжали, освобождая арендованные площади.
Такая текучка была характерна и для арендаторов офисных помещений и ПСН.
А вот вакантных производственных помещений на рынке стало меньше. В годовом выражении число объектов, доступных для аренды, уменьшилось на 10 процентов. Во-первых, производственный бизнес не такой мобильный, во-вторых, владельцы некоторых объектов могли выставить их уже не для аренды, а на продажу.
- Количество свободных торговых помещений по итогам года увеличилось совсем незначительно. Вероятно, основная ротация арендаторов произошла в стрит-ритейле, а не в торговых центрах, где в случае преждевременного освобождения площадей были предусмотрены высокие штрафные санкции, - добавил Зайцев.
Спрос на покупку объектов коммерческой недвижимости в Воронеже увеличился практически во всех категориях - как за квартал, так и в годовом выражении. Наиболее заметный прирост по сравнению уровнем с 2019-го показали помещения для заведений общепита (+77 процентов), на фоне второго квартала заметно вырос интерес к покупке офисов (+50 процентов).
С апреля по июнь многие предприниматели находились в выжидательной позиции, не понимая, что будет с экономикой в форс-мажорных обстоятельствах. К тому же какое-то время было затруднительно проводить сделки ввиду изменений в работе профильных служб.
- С середины лета появилось больше возможностей найти объект с удобным расположением, подходящей площадью и по более привлекательной цене, чем раньше. Этим пользуются те, у кого есть ресурсы для инвестирования. Другие же бизнесмены вынуждены менять локацию в силу ухудшения финансового положения, - пояснили аналитики платформы.
На рынке аренды наблюдались схожие тенденции. На фоне весеннего локдауна спрос здесь упал почти во всех категориях коммерческой недвижимости, за исключением общепита. Однако в третьем квартале потенциальные арендаторы активизировались во всех категориях, кроме производственных площадей, где бизнес традиционно более "усидчив".
Увеличение спроса на аренду коммерческих объектов объясняется желанием компаний найти более выгодные варианты: кто-то вынужден освобождать центральные локации и другие объекты, а кто-то, наоборот, присматривается к новым вакантным площадям, отметил Тимур Зайцев. Сильнее всего этот тренд в Воронеже ощущается в общепите (прибавка за квартал - около 40 процентов, за год - почти 90), на рынке ПСН и складской недвижимости. Спрос на аренду торговых и офисных площадей еще не восстановился до уровня III квартала 2019 года.
В целом, судя по статистике "Авито", аренда коммерческой недвижимости в Воронеже в несколько раз более востребована, чем ее покупка. Выделяются на общем фоне лишь производственные площадки, которые готовы приобретать чуть чаще, чтобы без ограничений переоборудовать под свои нужды.
Почти каждый второй потенциальный покупатель и каждый третий арендатор ищет помещения свободного назначения. Офисы привлекают 27 процентов предпринимателей, ориентированных на аренду объектов. Четверть запросов (как на приобретение, так и на аренду) приходится на торговые площади.
За минувший год средние цены на коммерческую недвижимость в Воронеже выросли - вслед за спросом. В последние месяцы, правда, несколько подешевели "квадраты" складов и объектов общепита. Однако помещения, где можно разместить кафе или ресторан, сегодня все же в среднем на 10 процентов дороже, чем осенью 2019-го. Цеха за год прибавили в цене на треть, а вот средняя стоимость метра складских площадей просела на 19 процентов.
Дороже всего воронежским покупателям обходятся офисы и торговые объекты (почти 57 и 53 тысячи рублей за "квадрат").
Что до рынка аренды, то по итогам года ставки также поднялись практически во всех категориях, за исключением производственной недвижимости. Накладнее всего снимать площади под общепит: средняя стоимость квадратного метра здесь составляет 800 рублей в месяц, что почти на четверть больше прошлогоднего показателя. На втором месте по уровню цен торговые объекты, которые можно арендовать в среднем за 733 рубля в месяц. Производственные площадки сдают внаем по ставке менее 200 рублей за метр.
Тимур Зайцев, руководитель направления коммерческой недвижимости в "Авито Недвижимости":
- В целом сегмент коммерческой недвижимости оказался одним из наиболее уязвимых перед лицом пандемии. Из-за введения жестких ограничительных мер многие помещения простаивали. Не все представители бизнеса смогли рассчитывать на финансовые послабления, при этом собственники, потерявшие арендодателей, также понесли убытки, оставшись без части доходов на неопределенный срок. Однако сегодня рынок восстанавливается. Часть арендаторов и покупателей ищут новые помещения под изменившиеся требования, а крупные игроки воспринимают кризис как возможность для роста.