Новости

01.12.2020 12:21
Рубрика: Общество

И кнутом, и пряником

Текст: Светлана Разворотнева (Председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ, исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль")
Мусорная реформа идет в большинстве регионов России с 2019 года. При запуске декларировалось, что она поможет очистить ранее бесхозные территории, организовать цивилизованное складирование, утилизацию и переработку отходов.

Не все декларации воплотились в жизнь. По итогам торгов большинство региональных операторов по обращению с ТКО взяли на себя только функцию по перевозке мусора. Фактически каждый регион был предоставлен самому себе в процессе формирования территориальных схем обращения с отходами, расчета нормативов накопления и тарифов на вывоз мусора. В результате нормативы и тарифы в разных регионах отличались в несколько раз при общем росте платежей. Особенно заметно это было жителям сельской местности, которые раньше за вывоз отходов зачастую не платили вообще.

Представители мусорной индустрии жаловались на несоответствие утвержденных тарифов тем задачам, которые необходимо было решать. Большие сложности возникали в связи с вывозом ТКО из сельской местности. Отвечая на возмущение граждан, многие губернаторы и региональные службы по тарифам в 2019 году подавали в суд, оспаривая утвержденные тарифы и снижая их.

Сборы за коммунальную услугу по обращению с отходами также оставляли желать лучшего. Возмущение граждан ростом платы, отсутствие у региональных операторов корректных баз данных привело к тому, что собираемость платежей здесь была самой низкой в ЖКХ. К концу 2019 году за вывоз твердых коммунальных отходов платило не более 70 процентов потребителей. Для сравнения: средняя собираемость платы за жилищно-коммунальные услуги в целом составляла по стране в 2019 году 95 процентов.

К концу 2019 года за вывоз твердых коммунальных отходов платило не более 70 процентов потребителей

Правительство РФ работало над исправлением ситуации: операторы по обращению с ТКО были освобождены от уплаты НДС, а в середине 2020 года из федерального бюджета им была выделена субсидия в размере 9,5 миллиарда рублей. Силами публично-правовой компании "Российский экологический оператор" была проделана большая работа по уточнению региональных нормативов и тарифов, схем обращения с отходами. Несмотря на это, ключевые проблемы данной сферы не решены.

Одна из самых острых - отсутствие средств на строительство новых полигонов и комплексов по переработке. В условиях постоянно меняющихся правил игры инвесторы в эту сферу идут неохотно. За счет тарифов, устанавливаемых для потребителей жилищно-коммунальных услуг, построить дорогостоящие объекты возможно только в случае их радикального роста. Бюджетных средств, в том числе заложенных в национальном проекте "Экология", недостаточно. Все это существенно замедляет процесс создания современной и безопасной инфраструктуры захоронения отходов.

Сложно обстоят дела и с реализацией национальной цели создания устойчивой системы обращения с ТКО. Напомню, предполагается к 2030 году обеспечить стопроцентную сортировку мусора и двукратное снижение объема отходов, направляемых на полигоны. В настоящий момент внедрение раздельного сбора ТКО идет с большим трудом по нескольким причинам.

Во-первых, во многих регионах отсутствуют необходимые мощности по переработке отходов. Спрос на пластик и металл на рынке вторсырья довольно высок, а вот сдать на переработку макулатуру или стекло сложнее. Еще больше проблем с утилизацией опасных отходов. Так, в России всего два завода по переработке использованных батареек.

Во многих регионах отсутствуют необходимые мощности по переработке отходов

Во-вторых, отсутствует соответствующая потребительская культура: многие граждане не хотят или не умеют правильно разделять отходы. В странах Западной Европы для решения подобных задач используются как кнуты, так и пряники. В качестве кнута используется мониторинг распределения отходов, в том числе и со стороны соседей: за неправильно выброшенный мусор накладывается штраф. В Англии, например, мусор вывозится раз в две недели, что заставляет граждан избавляться от органических остатков с помощью измельчителей. Пряники предоставляются в рамках хорошо развитой системы приема тары в магазинах. Благодаря утилизационному сбору потребитель может получить значительную сумму за сданные банки или бутылки.

Подобные механизмы реально внедрить и у нас. К примеру, управляющие компании и ТСЖ могли бы самостоятельно сортировать и сдавать отходы, пригодные для переработки, и при этом не только получать деньги за сданное вторсырье, но и уменьшать платеж региональному оператору. Сейчас реализации этой схемы препятствует действующее законодательство: в большинстве регионов плата за вывоз ТКО рассчитывается не на основании объемов фактически произведенного мусора, а по нормативу. Перейти на оплату по фактическому потреблению очень сложно по ряду причин. Очень важно, что в этом не заинтересованы и сами операторы по обращению с отходами, так как чем больше объем вывезенного мусора, тем больше они получат денег.

Болезненной темой остается и расчет платы за ТКО для населения. В подавляющем большинстве граждане платят по нормативам. Причем в одних регионах конечный платеж определяют в зависимости от количества жильцов, а в других - в зависимости от площади квартиры. В последнем случае граждане фактически платят за всю недвижимость, которая находится в их собственности, - независимо от того, проживают они в конкретном помещении или нет, производят мусор или нет.

В регионах Общество Экология Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж "Мусорная" реформа