Эксперты подчеркнули, что проблемой планетарного масштаба в области нефтегазодобычи стала утечка углеводородов по заколонному пространству - зазору между колонной обсадных труб, по которым подается нефть или газ, и стенкой скважины. В Арктике эта проблема стоит наиболее остро, поскольку мерзлота вносит дополнительный негативный фактор, подчеркнул заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский. Например, в 1980 году началась самая крупная экологическая катастрофа в Арктике на Кумжинском месторождении. Формально утечка углеводородов остановлена, но, по данным спутникового наблюдения из космоса, она продолжается и сейчас.
По данным Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, на территории Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции в Коми пробурено и отработано около 4500 скважин, из них более 3900 являются бесхозными. Официально считается, что на 50 процентах из них происходили аварийные утечки. Из-за этого в окружающую среду за 30 последних лет попало свыше пяти миллионов тонн нефти, при этом в подземных водах на отдельных участках содержание нефтепродуктов в 268 раз превышает норму. Многие из этих скважин не имеют точных координат расположения - достоверные данные о местонахождении есть только по двум тысячам скважин. Это требует создания объективного банка данных по фонду ликвидируемых и законсервированных скважин, находящихся за пределами горных отводов добывающих предприятий и на нераспределенных участках недр.
Одним из решений проблемы на будущее может стать создание ликвидационных и компенсационных фондов с самого начала реализации промышленных проектов, отметил директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Валерий Крюков.
Речь идет об огромных суммах. В частности, в России расходы на правильную ликвидацию только одной нефтяной скважины нефтедобычи достигают 200 миллионов рублей. При этом существуют тысячи брошенных промышленных объектов другого рода - хвостохранилища, свалки металлолома, шлаковые отвалы, брошенные производственные строения, ликвидация каждого из которых подразумевает создание индивидуального проекта и затраты от десятков миллионов до нескольких миллиардов рублей. Действенные механизмы по сохранению этих средств еще предстоит создать.
Директор СОПС по вопросам экологии и природопользования, член правления ВЭО России Анатолий Шевчук предложил разработать отдельную подпрограмму по ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктическом регионе, подготовить современную методику оценки ущерба и утвердить порядок и условия учета затрат компании, причинившей вред природным объектам. Эти предложения лягут в основу плана реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ, который должен быть подготовлен к концу текущего года.
Были высказаны и другие предложения. Первый заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров высказался за запрет ввоза в Арк-
тическую зону России изделий, содержащих токсичные отходы. По его мнению, необходимо принять концепцию экономики "замкнутого цикла" и ввести для резидентов АЗРФ обязательство следовать принципу нулевого негативного воздействия на окружающую среду.
- Необходимо стимулировать затраты на охрану окружающей среды, в том числе по ликвидации ранее накопленных ущербов, создавать специализированные экологические фонды на основе использования "зеленых" финансовых инструментов, - заявил Иван Петров.