Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности получают регионы-реципиенты. В СЗФО речь идет о всех субъектах, за исключением Санкт-Петербурга, Ленобласти и НАО.?Но если для одних регионов, таких как Заполярье, дотации исчисляются десятками миллионов рублей и практически не влияют на формирование доходной части казны, финансовое положение других во многом зависит от федеральных денег.
Так, годовой объем доходов псковской казны в начале 2020-го оценивался примерно в 35 миллиардов рублей. Из них порядка 4,7 миллиарда - это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. С тех пор структура доходов псковского бюджета изменилась: налоговые поступления просели, пришла дополнительная финансовая поддержка из федерального центра.
Но значимость дотаций не уменьшилась. Более того, они должны играть еще более важную роль в обеспечении сбалансированности региональной казны, уверены представители Псковщины. Недавно областной парламент подготовил обращение в правительство РФ. Законодатели, в частности, предлагают увеличить показатель, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.
Речь идет о статичном элементе, размер которого устанавливает федеральный центр. Цифра встраивается в формулу и влияет наряду с региональными показателями на итоговый размер дотации. По мнению псковских депутатов, этот критерий дает региону только шестьдесят процентов от требующегося объема средств. Если его увеличить, Псковская область сможет претендовать на более солидный федеральный транш.
Другая проблема связана с акцизами на нефтепродукты. В среднем по стране доля этого доходного источника составляет 4,7 процента в общей сумме налогового потенциала регионов, в Псковской области - более 20 процентов. А с ростом налогового потенциала, даже если он обусловлен ростом акцизов, уменьшается расчетная величина дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Казалось бы, все справедливо, ведь регион получает дополнительные "нефтяные деньги". Но есть одно но: тратить акцизы, зачисляемые в дорожный фонд, можно только на содержание и ремонт дорог регионального и муниципального значения. Направить эти деньги на решение других социальных проблем нельзя.
Вопросы, связанные с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, приобрели особую актуальность на фоне наращивания региональных заимствований. Как показала проверка Счетной палаты РФ, с управлением госдолгом не справились два российских региона: Псковщина и Республика Мордовия.
Причем аудиторы не анализировали 2020 год (сейчас многие субъекты РФ действительно вынуждены чаще занимать деньги у федерального центра и коммерческих структур на фоне падения налоговых доходов и роста расходов). Проверка затрагивает период с 2017 по 2019 год, когда общий объем регионального долга в стране сокращался. Но в Псковской области этот показатель увеличился на 15 процентов, достигнув 17 миллиардов рублей. На обслуживание кредитов региону ежегодно приходится тратить около миллиарда рублей.
- При планировании бюджетов и в ходе их исполнения регионы предусматривали нереалистичные доходы и источники финансирования дефицита бюджетов, - комментирует ситуацию аудитор Счетной палаты РФ Алексей Саватюгин. - По отдельным статьям прогноз поступлений не был выполнен, по ряду статей выполнение составило от 0 процентов до 1,7 процента от плана. В результате потребовалось привлекать дополнительные заимствования.
Мордовия согласовала с Минфином России графики погашения бюджетных кредитов и снижения объема региональных заимствований. А вот Псковская область соглашение о дальнейшей реструктуризации госдолга в 2020-м подписывать не стала.
- Бюджет области не располагает потенциалом, позволяющим выполнить условия этих соглашений, - пояснила на коллегии Счетной палаты РФ председатель комитета по финансам Псковской области Татьяна Баринова. - Наша дотация за эти годы практически не увеличилась. Поэтому мы очень просим поддержать нас в изменении методики межбюджетных отношений, потому что иначе область не сможет сбалансировать свой бюджет.
Доктор экономических наук директор Института реформирования общественных финансов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов подчеркивает: общий размер дотаций после пересмотра методики не увеличится, просто одни территории получат больше федеральных денег, другие - меньше. Поэтому необходим тщательный анализ возможных последствий, которые наступят для всех субъектов РФ.
- Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности пересматривается регулярно, - отмечает Владимир Климанов. - С финансовой точки зрения кто-то остается в минусе, кто-то в плюсе, но с точки зрения бюджетного планирования в минусе остаются все. Ведь регионы-реципиенты никогда точно не знают, на какой объем средств они смогут рассчитывать в будущем. Поэтому я, напротив, предложил бы заморозить действующие критерии распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности хотя бы на три года, активировав другие механизмы финансового обеспечения регионов. Это и дотации на поддержку сбалансированности бюджетов, и целевые субсидии. Кроме того, отношения между федеральным центром и субъектами РФ не исчерпываются межбюджетными трансфертами. В Псковской области и в других регионах, которые не являются высокодотационными, но при этом испытывают сложности с наполнением доходной части бюджета, федеральная казна могла бы напрямую финансировать реализацию отдельных проектов.
Руководители финансовых министерств и департаментов СЗФО совместно подготовили несколько инициатив, призванных обеспечить сбалансированность областных бюджетов. Некоторые из них связаны с дотациями, другие направлены на укрепление налоговой базы и сокращение уровня расходных обязательств.
Для Вологодской области, к примеру, актуальна реформа системы обеспечения жильем детей-сирот. Речь идет об увеличении объема целевых субсидий региональным бюджетам и расширении форм предоставления жилья за счет жилищных сертификатов. А также о снятии 25-процентного ограничения по количеству квартир, предоставляемых сиротам в одном доме. Это новшество предлагается распространить на муниципалитеты с численностью населения до 50 тысяч человек.
- Нашей области необходимо обеспечить жильем 3,5 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - говорит начальник департамента финансов Вологодской области Валентина Артамонова. - Для решения этой задачи требуется более трех миллиардов рублей. Ежегодно в областном бюджете на эти цели предусматриваются существенные объемы сверх уровня софинансирования, установленного на федеральном уровне. Так, в 2020 году на указанные цели в бюджете предусмотрено 817 миллионов рублей. В том числе 76,5 миллиона - за счет средств федерального бюджета, 740,6 миллиона - за счет средств областного бюджета. Нас радует, что предложения в части снятия 25-процентного ограничения по количеству квартир и в части введения жилищных сертификатов Минфин России готов поддержать.