Первые инновационные троллейбусы вышли на улицы Петербурга в декабре 2017 года и сразу же завоевали популярность у горожан.
Как "РГ" пояснили в СПбГУП "Горэлектротранс", ключевой элемент системы УАХ - тяговые литий-ионные аккумуляторные батареи. Согласно техническому заданию, они позволяют проезжать без подключения к контактной сети не менее 7,5 километра (при этом заложенный производителем "запас" позволяет задействовать автономный ход и на большее расстояние). Зарядка аккумуляторов происходит в динамике - во время движения электробуса в режиме "классического" троллейбуса с поднятыми токоприемниками. Отсюда и название новинки - электробусы с динамической зарядкой.
Инновационным троллейбусам с УАХ не нужно строительство специальных зарядных станций (в отличие от других типов электробусов - с быстрой и длительной ночной зарядками). И в этом их существенное преимущество именно для Петербурга, так как город обладает развитой и хорошо работающей "классической" троллейбусной инфраструктурой, которая позволяет быстро развивать существующие троллейбусные линии без дополнительных вложений.
Инновационные троллейбусы - поистине находка для новых микрорайонов, в которых контактной сети нет и не было. Например, только в бурно застраивающемся Красносельском районе таких маршрутов уже три. Кроме того, новый вид троллейбусов отлично подходит для того, чтобы оптимально выстроить один маршрут общественного транспорта, соединяющий разные районы города. Пример чему - маршрут № 43, связывающий Невский, Красногвардейский и Калининский районы. Часть пути троллейбус проходит на автономном ходу. Новый вид транспорта подходит и для районов исторической застройки, так как позволяет оптимизировать маршрут и демонтировать контактные сети возле исторических памятников. Удобен новый транспорт и для прокладывания временных маршрутов (на случай ремонтных работ на дорогах). Сейчас на каждом пятом троллейбусном маршруте Петербурга применяется технология увеличенного автономного хода.
Как подчеркнул Павел Зюзин, старший научный сотрудник Института транспорта ВШЭ (Москва), Петербург прошел по прогрессивному пути, не демонтируя контактных сетей (как это было сделано в некоторых городах), а наоборот, сохранив их, привнеся современные технологии. Мировой тренд в области общественного транспорта - транспорт электрический, так что все делается по общемировому стандарту. Поэтому Петербург может считаться примером для других городов, в которых еще стоят перед выбором: то ли демонтировать контактные сети и перейти на автобусы и электробусы на батареях, то ли оставить.
- Электробусы на батареях нуждаются в подзарядке. Это занимает определенное время, в которое электробус не может выйти на линию. А инновационный троллейбус заряжается по ходу движения от имеющейся контактной сети и не нуждается в дополнительном времени на подзарядку, - резюмировал Павел Зюзин.
Сами петербуржцы новинкой довольны. Удобно, быстро, бесшумно. И к тому же интересно: поехать на троллейбусе, который, как автобус, может ездить без контактной сети, но при этом без выхлопных газов от сжигаемого топлива.