В этом году в ноябре муниципалитеты, районные администрации, дома детского творчества ограничились тендерами на закупку детских подарков и праздничное оформление. Заказов на проведение праздников практически нет. Дело в том, что в Петербурге на данный момент запрещено проводить массовые мероприятия с участием детей. Без работы остались несколько десятков маленьких театральных студий, которые годами выживали за счет новогодних заказов.
- Нашему театру более 25 лет, - рассказывает Марина Шамова, руководитель театра "Светлица". - Обычном мы участвуем в проведении местных праздников, делаем небольшие мероприятия для бизнеса, например, наши герои работают на открытии магазинов или проводят конкурсы в торговых центрах. На эти деньги мы можем содержать свой коллектив и ставить собственные спектакли.
В прошлые годы весь декабрь в "Светлице" уже в ноябре был рассчитан по часам. На прибыли, полученные от елок, артисты театра могли жить до начала лета.
В этом году "жирка" уже давно нет. У театра имеются долги по аренде, собственные постановки тоже не показать. Максимально разрешенная заполняемость залов на культурных мероприятиях в Петербурге составляет 25 процентов, что делает спектакли нерентабельными.
В "Светлице", как и в десятках других малых театральных студий Петербурга, видят единственный выход: выживать за счет поздравлений по квартирам. Правда, этот рынок тоже переживает трансформацию, главный тренд - тотальный демпинг.
Александр Вятковский будет "дедморозить" уже четвертый сезон. Если в прошлые годы к началу декабря он уже имел портфель заказов, то сейчас все иначе. Несколько человек записались на поздравления, но "окна" есть даже 31 декабря, а ведь канун Нового года всегда разбирают первым. До 15.00 31 декабря Александр готов поздравлять горожан за две тысячи рублей, дальше цена возрастает на 500 рублей. А к тем, кто готов позвать Деда Мороза со Снегурочкой до 30 декабря, сказочные герои и вовсе приедут за 1,5 тысячи рублей.
Между тем набирают популярность онлайн-поздравления. В среднем 10-минутный звонок по Skype или Zoom от Деда Мороза стоит в этом году 1,5 тысячи рублей. Если к нему присоединяется Снегурочка, то родителей попросят заплатить уже три тысячи рублей. За эти деньги сказочные герои поздравят ребенка с наступающим Новым годом, пожелают ему успехов и послушают стихотворение.
Получается, что 40 минут работы офлайн-аниматоров оказываются чуть ли не в два раза дешевле, чем 10-минутное поздравление виртуальных артистов.
Александр Вятковский объясняет эту диспропорцию несколькими факторами: во-первых, в этом году из-за снижения числа офлайн-заказов как агентства, так и аниматоры, работающие на себя, снизили цены, например, Вятковский скинул 500 рублей. При этом онлайн-мероприятия, которые были и в том году, подорожали из-за своей повышенной востребованности примерно на 50 процентов. Как признается аниматор, выйти на рынок онлайна с нуля нельзя, требуется раскрученный сайт, настроенный таргетинг в соцсетях. За пару недель до начала сезона в эту систему не встроиться. И именно поэтому на петербургский рынок активно двинулись московские компании онлайн-поздравлений, имеющие раскрученные сайты.
Рынок онлайна с нуля недоступен и театральным студиям. Марина Шамова говорит, что при мониторинге тендеров она находила несколько предложений новогодних онлайн-мероприятий, но техзадание было невыполнимым.
- Например, требовалось за несколько дней создать и показать спектакль. Это нереально, подготовка спектакля занимает несколько месяцев, неважно, как он будет показываться, - говорит эксперт.
Единственная офлайн-сфера, которая повысила цены и динамично растет, - это поздравления от Дедов Морозов-альпинистов. В Петербурге таким видом бизнеса занимаются как любители альпинизма, так и клининговые компании.
За шесть тысяч рублей Дед Мороз поднимется на тросе к квартире и помашет рукой детям. За 12 тысяч рублей с ним поднимется и Снегурочка и у окна пройдет полноценное новогоднее представление. Год назад цены были примерно на 20 процентов ниже.
Учитывая ограничения, многие предприятия и частные лица предпочитают в этом году вообще никого не приглашать, а ищут карнавальные костюмы для сотрудников.
Уже сейчас с уверенностью можно сказать, что этот предновогодний сезон будет для артистов и аниматоров самым провальным за последние десятилетия.
Ограничения на проведение массовых мероприятий будут действовать в Петербурге минимум до 15 января.