Поделиться

    ЗАКС Ленобласти готовится принять новый социальный закон

    В Законодательном собрании Ленинградской области идет процесс принятия бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. Несмотря на дополнительные расходы, которые региону пришлось принять на себя для противодействия пандемии, исполнение бюджета текущего года ни у кого не вызывает опасений. До конца декабря планируется придать силу закона повышенным стандартам качества жизни в Ленинградской области. "Можем себе позволить", - отмечает председатель регионального парламента Сергей Бебенин.
    Наталья Онищенко/РГ

    Сергей Михайлович, пандемия коронавируса увеличила нагрузку на бюджеты всех уровней. Как это сказалось на доходах и расходах Ленинградской области?

    Сергей Бебенин: Коронавирус повлиял не только на отрасль здравоохранения, а на всю экономику в целом. Поэтому весной губернатор инициировал и мы приняли - хочу подчеркнуть, до того, как федеральный центр принял решение, и такое уже не в первый раз - целый комплекс мер помощи всем категориям граждан, начиная от бизнеса и заканчивая детьми и родителями. Эти расходы составили около трех миллиардов рублей. Но эти средства удалось изыскать без особых проблем.

    Надо отметить, что когда на государственном уровне были приняты необходимые решения, регион получил хорошую материальную поддержку. Это помогло. Самое главное, что мы сдержали все свои обещания, а постоянная работа над Социальным кодексом и новыми законами продолжается. Подводя предварительные итоги, можно говорить о том, что основные задачи года выполнены, несмотря на дополнительные расходы. Итоговая цифра исполнения бюджета, скорее всего, будет бездефицитной.

    Какие изменения пришлось внести в бюджет Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов?

    Сергей Бебенин: Трехлетний период мы пока рассмотрели в первом чтении. Цифры по консолидированному бюджету еще не точные, потому что мы не знаем размера субвенций и трансфертов от федерального правительства, которые получим на реализацию совместных полномочий или по отдельным проектам. Но картина сопоставима с ситуацией нынешнего года. Доходы областного бюджета в 2021 году пока запланированы на уровне 149,2 миллиарда рублей, расходы - 162 миллиарда. Дефицит бюджета будет небольшим - примерно 9,5 процента, и в течение трех лет он будет еще снижаться. Это говорит о том, что положительная динамика в развитии региона сохраняется.

    Падение налоговых объемов и снижение темпов работы предприятий из-за пандемии, конечно, есть. Но та политика, которую проводят правительство и Законодательное собрание Ленинградской области, дает определенный демпфер. Мы не остановили строительство ни одного объекта адресной инвестиционной программы.

    В следующем году мы существенно увеличим финансирование ремонта и строительства дорог. Опросы показали, что очень многие жители Ленинградской области - больше 30 процентов опрошенных - не удовлетворены их состоянием. Уже значительно менее остра ситуация со здравоохранением, потому что люди видят, что положение улучшается, и хотят того же и в других сферах своей жизни. С началом пандемии, кстати, мы из внебюджетных средств помогли обеспечить детей компьютерами, планшетами, другими гаджетами, чтобы они могли учиться дистанционно.

    Так что теперь в центре внимания - дороги, и около пяти миллиардов мы планируем направить в 2021 году дополнительно в региональный дорожный фонд. Учитывая, что ежегодно его размер составлял около 10 миллиардов рублей, 50-процентный рост - это очень существенно.

    Кстати, мы смогли существенно нарастить темпы ремонта, изменив схему заключения контрактов. Сама процедура занимает полтора месяца, и если запускать ее в марте, который считается началом финансового года, то реализация программы начинается тогда, когда упущена половина возможностей, данных нам погодой. Поэтому сейчас мы поменяли свою работу и в 2020 году уже подписываем контракты на 2021 год. Подрядчики готовы за свой счет выполнять работы "вперед", а мы изыскиваем возможности рассчитаться с ними.

    Еще одна болевая точка - строительство подъездных путей к новым жилмассивам на границе города и области. Региональный парламент держит на контроле несколько подобных проектов. Что дает депутатский контроль?

    Сергей Бебенин: Вообще, у исполнительной власти и своих контрольных органов немало. Инструмент депутатов - в первую очередь Контрольно-счетная палата, а задача - решение возникающих проблем. Иногда им нужно придать дополнительную остроту, это и дает депутатский контроль. Но не для того, чтобы показать себя защитником Отечества, а чтобы правильно выстроить работу.

    Какие дополнительные меры поддержки граждан появились в последнее время?

    Сергей Бебенин: Они не связаны только с пандемией. Дополнения в Социальный кодекс Ленинградской области принимаются едва ли не на каждом заседании Законодательного собрания - увеличение выплат, расширение льготных категорий граждан. В этом году установлены в том числе компенсации за услуги ЖКХ сельским специалистам, назначены дополнительные выплаты в пять тысяч рублей ежемесячно семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, сейчас на рассмотрении находятся дополнительные выплаты пенсионерам. Но важно, чтобы люди своевременно узнавали об этом. Поэтому сейчас мы регулярно готовим рассылку с этой информацией для муниципальных образований.

    Кстати, на последнем заседании Парламентской ассоциации Северо-Запада было рассмотрено 35 вопросов, большая часть из которых касается как раз социальной сферы. Ленинградская область вынесла на федеральный уровень три законопроекта, в том числе о гарантиях заработной платы учителей - она должна составлять не менее 70 процентов от средней по региону при 18-часовой рабочей неделе. И от этой суммы должны рассчитываться и все надбавки.

    Закон "47 гарантий для 47-го региона" — очень ответственная новация, потому что это подробнейшая программа развития Ленинградской области до 2025 года

    Хотя, конечно, есть и требования сегодняшнего дня. Правительство и ЗАКС выделяют свой служебный транспорт для обслуживания медиков. Я как секретарь регионального отделения партии "Единая Россия" курирую работу волонтерского центра партии. Мы привлекаем молодежь к развозке продуктов нуждающимся людям и распространению медицинских масок в общественных местах, а благотворителей - к обеспечению медиков горячим питанием. Так, в областном ковидном госпитале на Полюстровском проспекте с апреля этого года работу по организации трехразового питания взяла на себя Группа ЛСР. А депутат Госдумы Сергей Петров лично покупал для больниц бытовую технику - микроволновки, холодильники, чайники, чтобы обеспечить врачам более комфортные условия для работы и отдыха.

    Сейчас готовится к принятию закон под условным названием "47 гарантий для 47-го региона", который введет довольно высокие стандарты качества жизни в Ленинградской области. Что он будет собой представлять?

    Сергей Бебенин: Это очень ответственная новация. Мы оформим как закон программу развития региона до 2025 года, она касается всех сфер жизни граждан и расписана по годам с конкретными цифрами - начиная от строительства школ и детских садов до переработки мусора, от выплат по программе "Земский доктор" до обязательной диспансеризации всех льготников и организации зеленых зон в населенных пунктах. Все это обретает силу закона, и это очень большая ответственность власти. Между прочим, вплоть до судебного преследования.

    Поэтому сейчас мы готовим "нулевые" чтения этого закона и одновременно закона по мусорной реформе. Потому что по этой теме Ленинградская область, как и многие регионы, хорошими результатами похвастаться пока не может. Мы не достигли целей, поставленных в начале года. Этому много причин, но в том числе - низкая правовая обеспеченность. Поэтому мы подробно проработаем порядок работы всех причастных к мусорной проблеме, в том числе ситуацию с полигонами и переработкой и запретами на то, что не подходит региону с точки зрения экологии. И там же, в законе, пропишем ответственность за его нарушения.

    Новый "мусорный" законопроект предлагает кратное увеличение штрафов за несанкционированные свалки ...

    Сергей Бебенин: Да, мы действительно хотим наказывать штрафом до 100 тысяч рублей физических лиц и до 1,5 миллиона - юрлиц. Эти суммы выше, чем наказание на федеральном уровне в соответствии с КоАП РФ, поэтому сейчас такую возможность прорабатываем с юристами. Кроме того, рассматривается вариант прописать расходование полученных средств целевым образом - на ликвидацию накопленного экологического ущерба или строительство мусороперерабатывающих заводов. Но поскольку механизм распределения полученных штрафов - тоже федеральный, решение вопроса опять-таки требует дополнительных консультаций.

    Оба закона должны вступить в силу с 1 января 2021 года. Но подчеркну, что закон про 47 гарантий не отменяет действия Социального кодекса. Уверен, что он будет становиться только толще, у нашего региона есть для этого возможности.

    Ключевой вопрос

    В 2021 году состоятся выборные кампании различного уровня, включая выборы депутатов Государственной Думы и Законодательного собрания Ленинградской области. Чего вы от них ждете?

    Сергей Бебенин: Хотелось бы, чтобы в депутатский корпус приходило больше молодежи. Я не сторонник тотального омоложения кадров, потому что считаю симбиоз опыта и желания наиболее оптимальным вариантом. Важно, чтобы энтузиазм был подкреплен знаниями. Успешными становятся те, кто понимает это.

    Из моих коллег нынешнего созыва многие достойны продолжить работу в нашем парламенте, есть кандидатуры для участия в выборах в Госдуму. Каждая партия ведет свой отбор, потому что поддержка определенного кандидата - это и ответственность за него в будущем.

    Поделиться