01.12.2020 16:04
    Поделиться

    Смогут ли старообрядцы повлиять на жизнь современной России

    Смогут ли старообрядцы повлиять на жизнь современной России?
    5 декабря - день рождения знаменитого протопопа Аввакума, празднование 400-летнего юбилея которого в этом году поддержано президентом. О значимости фигуры протопопа Аввакума в современной жизни - наш разговор с главой Всемирного союза староверов Леонидом Севастьяновым.
    Литография из собрания Государственного исторического музея: боярыня Морозова посещает в тюрьме протопопа Аввакума. Фото: РИА Новости

    Протопоп Аввакум - всем известное имя. Он канонизирован в старообрядческой церкви как исповедник веры, пострадавший за "древлее благочестие". Кажется, он, как никто, понят русской культурой и со всей возможной мощью встроен в нее. Он классик древнерусской литературы, его изучают в университетах. Академик Александр Панченко - человек уровня Дмитрия Лихачева - посвятил ему изумительные статьи, одна из них называлась "Аввакум как новатор". Его изучали западные слависты, такие, как Пьер Паскаль. Есть приношения его имени и от массовой культуры - Досталь снял о нем сериал "Раскол", широко показанный по ТВ. Великолепно вписанный в культуру, он хоть как-то вписан в сегодняшнюю повестку - общественную, идейную? Не вспоминаем ли мы при имени Аввакум лишь два перста фанатичной боярыни Морозовой с картины Сурикова? И не испытываем ли тайной неловкости за упертость русской мысли в мертвый буквализм?

    Леонид Севастьянов: "Древлее благочестие" протопопа Аввакума - это не два перста и не сугубая аллилуйя. Они - лишь символы того, что он проповедовал.

    Для старообрядцев протопоп Аввакум, конечно, фигура не столько культурная, сколько идейная. Для нас он символ альтернативного видения устройства жизни тогдашней России - Московского царства. Неабсолютистская, докрепостническая, нерекрутская страна - избираемый царь, соборность, купец важнее военного. Так было в годуновской России, оставшейся для поколения Аввакума эталоном.

    Но вообще-то Годунов как идеал справедливости и благоденствия - это смело. А "мальчики кровавые в глазах", и царство развалилось, и Смутное время в итоге.

    Леонид Севастьянов: Староверы считают, что это специальная дискредитация времен Годунова, своего рода исторический антипиар.

    Старообрядцы не сводят годуновское время к последним пяти кризисным годам его царствования, но смотрят на два десятилетия его присутствия рядом с властью.

    Голод последних лет его правления у нас объясняется конфликтом с боярами, которые не слушались его распоряжений продавать зерно, боясь, что длившиеся несколько лет жестокие зимы продолжатся. Староверы обычно убеждены и в неучастии Годунова в убийстве младенца Димитрия, для них смерть последнего - случайность.

    Для староверов время Годунова - "золотой век" в истории России. Причем в чем-то и буквально - золото лилось рекой, даже решетки на иных домах были золотыми. Купечество процветало, церковь, патриаршество установили. Расцвет гимнографии. Это не то, что романовская модель…

    То есть нелюбовь к Романовым у старообрядцев на века?

    Леонид Севастьянов: У меня лично ее нет. Но очень многие староверы - это известная вещь - до самой революции не молились за царей Романовых. И эта нелюбовь была не столько эмоциональной, сколько идейной - им казалось, что романовское устройство России неоптимально и несправедливо. Ну а Петра I - не хочется акцентировать, но из песни слова не выкинешь - староверы и вовсе считали Антихристом. И это была не просто фигура речи.

    Боюсь, что с годуновскими идеалами мы так бы и остались в пределах Московского царства. А Петр I отвоевал России выходы к Балтийскому морю, потерянные в результате "счастливых" годуновских времен.

    Леонид Севастьянов: Ну, конечно, это идеализация. Как после прихода к власти большевиков многие стали идеализировать "белое движение" и жизнь в царской России.

    Посмотрите телеканал "Спас" - там очень заметна идеализация дореволюционной России. Точно так же староверы мифологизируют, идеализируют доромановскую страну.

    Смена династий была сменой парадигм. Революционной, кстати. И староверы дали на нее реакцию: позиционировали модель Годунова как идеальную для России - соборность, выборность…

    Во-первых, первого царя Романова тоже выбрали. А во-вторых, смешно противопоставлять абсолютизм XVIII века "демократиям" XVI. Абсолютизм - историческая фаза, которую нельзя было пройти в жанре "демократичного" московского царства, если не относиться к истории в стиле колумнистов Яндекс.дзена.

    Леонид Севастьянов: Да, но староверы до сих пор верны в своем управлении модели выборности. Священников выбирают. У каждого члена общины - голос. Женщина имеет равный голос с епископом. Старообрядцы кодифицировали и пронесли через века некую идеальную модель устройства жизни. Как "белая Россия", Россия исхода пронесла через век свои идеалы и ценности: монархия, царь-батюшка…

    Часто очевидно не годящиеся для современной жизни.

    Леонид Севастьянов: Однако что-то важное, передающееся от отца к сыну, в себе содержащие. Не забывайте, что люди уходили "за это" в леса и на горы. За нечто радикально другое… А что дало тому же протопопу Аввакуму возможность мобилизовать все силы так, чтобы 20 лет отсидеть в яме и не сломаться?

    Собственная личность максималиста и правдоруба, христианские ценности и буква веры.

    Леонид Севастьянов: А я считаю, что время породило его. И он лишь самый пассионарный выразитель некоей альтернативной идеологии русской жизни. Россия "древлего благочестия" и реальная Россия - романовская и сменившая ее Советская - это как "белые" и "красные". Нет ведь согласия между ними до сих пор. Как нет полного примирения между сторонами Гражданской войны в Америке. Альтернативная Россия Аввакума - это, может быть, какой-то "третий путь".

    К некоторому согласию с вами меня склоняют слова академика Пиотровского, отозвавшегося на первую, вызвавшую общий фурор выставку "История России, Романовы": замечательно, но на альтернативные, несостоявшиеся пути лучше смотреть не как на глупость, а как на шанс чего-то другого.

    Леонид Севастьянов: Доказательством того, что староверская модель жизни - это "что-то другое", может быть успех купцов-старообрядцев, которым принадлежало 70 процентов капитала.

    Это не подтверждено серьезной статистикой.

    Леонид Севастьянов: А имена? Рябушинские, Кузнецовы, Пуговкины, Солдатенковы, Алексеевы, Мамонтовы.

    Да, имена яркие.

    Леонид Севастьянов: Именно старообрядцы, становясь зажиточными, вписали идею капитализма в русские ценности. Думаю, что они становились, говоря современным языком, "успешными людьми", потому что их старообрядческие представления о жизни задавали им свободу, чувство собственной значимости, без особого ража к подчинению и заглядыванию в рот начальнику. Когда индивидуальный поиск авторитетнее приказа, это конкурентное преимущество.

    Протопоп Аввакум стоял на позиции, что на Руси есть все достаточные основания - дух, культура, опыт, чтобы держаться своего.

    Леонид Севастьянов: И не искать одобрения у греков и латинян.

    Ну это, конечно, было чревато и опасной изолированностью страны. Тема самодостаточности русского опыта в старообрядческом изводе интересна, но не в моде. Писатель Александр Архангельский, например, считает, что о поклонниках русского современная интеллигенция чаще всего думает, как о дураках.

    Леонид Севастьянов: Это демонизация русского, над этим постарались еще большевики, собственно, начав ее. В ответ я скажу, что без этого мы обречены быть обезьянами Запада.

    Желание подражать другой культуре в ущерб своей не может принести большие результаты. Подражатель неконкурентоспособен.

    Я связан с культурными проектами на Западе и знаю, как там нужна твоя аутентичность, добавочное знание, свежий, непохожий голос. А подражание и высмеивание русского превращает нас в производителей всего вторичного.

    Последний царь из рода Романовых начал политику послабления по отношению к староверам, и они, выйдя на сцену, оказали огромное влияние на культуру - на весь Серебряный век. Богатые вчерашние старообрядцы меценатствовали всему - от оперы до живописи.

    Леонид Севастьянов: …и литературы. Максим Горький жил на иждивении Саввы Морозова. Да что Максим Горький, Морозов спонсировал "Искру". Мамонтов поддерживал Врубеля. У покупавшего Матисса Щукина - старообрядческие корни. По-моему, это все случилось потому, что у купцов старой веры нажива не была главной мотивацией. Их дело было аскетическим.

    Сразу вспоминаешь, что писал об аскезе первых капиталистов Макс Вебер в своей знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма".

    Леонид Севастьянов: Староверам трудно согласиться с тем, что капитализм - изобретение протестантов. Старообрядческая идеология являет нам капитализм как исконно русское явление. Константин Станиславский (Алексеев), например, из староверов. Можно пойти на улицу Солженицына и увидеть, что жилой дом Алексеевых стоит рядом с фабрикой как ее неотделимая часть. Не было вот этого: тут рабочие - быдло, а я живу на Рублевке.

    Какие толчки энергии, влияющие на культуру или бизнес-развитие, идут от старообрядцев сейчас?

    Леонид Севастьянов: Я стараюсь помогать интересным, развивающим Россию инициативам. Как меценат занимаюсь русской оперой, классической музыкой, балетом, кино, документальным кино, выставками. Это работа не дореволюционного масштаба (ресурсы ограничены), но я надеюсь, что и другие современные бизнесмены вспомнят о своих старообрядческих корнях и начнут вести себя более нравственно. То есть смотреть на деньги как на механизм благоустройства мира.

    Конечно, наше влияние сегодня не очень заметно, но, по-моему, даже при одном проценте влияния надо сеять лучшее и надеяться на цветущие поля благородных культур в будущем.

    Поделиться