Бизнес предложил снизить тарифы за вывоз мусора для населения на 40%

Перенести на бизнес расходы по переработке упаковки и отслуживших свой век товаров, сократив за счет этого плату за вывоз твердых коммунальных отходов для населения на 30-40%, предлагают представители ассоциаций производителей упаковки, электроники и шин. Они разработали вместе с ВНИИ "Экология" проект концепции совершенствования механизма расширенной ответственности производителей (РОП) и импортеров в России. Документ направлен в правительство, публике его представили на пресс-конференции в среду.

В России есть два контрольных срока реформы отрасли обращения с отходами. Во-первых, национальный проект "Экология" предполагает, что к 2024 году на переработку будет направляться не менее 60% твердых коммунальных отходов. Национальные цели развития, установленные указом президента, содержат нормы, что к 2030 году 100% отходов будут проходить сортировку, при этом объем захоронения на полигонах должен сократиться вдвое. При этом до конца 2020 года правительство должно представить новую версию концепции расширенной ответственности производителя.

"Сегодня бизнес уклоняется от РОП и уплаты экологического сбора, отчетность подают только 10% компаний, - констатировала исполнительный директор Ассоциации "РусПЭК" Любовь Меланевская. - Не создано никаких стимулов, чтобы повысить спрос на вторичное сырье, получаемое после переработки. Сама концепция экологического сбора постепенно приобретает фискальный характер".

Если ситуацию не удастся переломить, полагает Меланевская, добиться поставленных государством целей будут невозможно. Кроме того, и у самих компаний не так много стимулов для развития переработки - использовать вторсырье, тот же переработанный пластик, им экономически невыгодно, первичные материалы обходятся дешевле. Большинство брендов, вкладывающихся в "мусорные" проекты, делают это в первую очередь ради собственной репутации, - никакой прибыли от них получить пока что нельзя, добавляет Меланевская.

Чтобы переломить ситуацию, ассоциации производителей упаковки, электроники и шин подключили ВНИИ "Экологии" и разработали свои предложения по реформированию концепции. В результате внедрения их предложений переработка отходов должна возрасти по отдельным видам до 60%, а по другим - до 90%. Доводить ее до 100% никто не берется.

"Переработать 100% шин невозможно просто потому, что покрышка стирается в процессе эксплуатации, и когда изношенная шина попадает на переработку, она даже весит меньше, чем в момент покупки", - объяснил исполнительный директор Ассоциации "ЭкоШинСоюз" Сергей Подойников. Но чтобы покрышка попала в переработку, ее надо куда-то сдать. А это совсем не так просто: шиномонтажи их принимать не обязаны, специальных контейнеров на всю страну установлено 500 штук. Из-за этого страдает загрузка перерабатывающих заводов.

Подобная проблема есть и у ассоциации производителей электроники. Они готовы перерабатывать до 60% бывшей в употреблении техники, но для этого люди должны выносить отжившие свое телевизоры и холодильники на специальные площадки, а их в стране попросту нет. Что-то удается собрать через торговые сети, но это капля в мире, рассказал президент ассоциации "СКО Электроника - утилизация" Александр Онищук.

Обобщив проблемы с расширенной ответственностью производителя, которые возникли в разных отраслях, ВНИИ "Экология" подготовил список предложений. В него вошли рекомендации и обязательства и для производителей, и для региональных операторов по обращению с отходами, и для муниципалитетов, и для государства, рассказал член ученого совета института Вадим Петров. В результате реализации этих предложений, помимо повышения доли вовлеченных в переработку отходов, возможно сокращение на 30-40% платежей населения за вывоз мусора, считают авторы идеи. Произойдет это из-за перераспределения финансовой нагрузки, - теперь за превращение отходов во вторичные материальные ресурсы платить будут сами производители.