Директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов рассказал "РГ" о том, какие "Уроки режиссуры" готовят в декабре.
Музей Бахрушина четвертый год сотрудничает с Биеннале театрального искусства. Что дает музею его участие в театральном смотре? Или грубее - каков ваш интерес?
Дмитрий Родионов: Во-первых, нам, продолжателям подвижнического дела Алексея Бахрушина, близок собирающий пафос организаторов Биеннале театрального искусства. Чехов утверждал: люди подвига, подвижники нужны как солнце. Подвижники соединяют единым мостом культуру прошлого и настоящего, созидают пространство единой духовности людей и народов. Сегодня, когда современный театр находится в кольце внешних искушений успехом, изменяющих его предназначение служить развитию человеческой души и воспитанию чувства красоты, только подлинное искусство театра может дать нравственные ориентиры человеку думающему и чувствующему, встать на пути агрессии и невежества, какими бы сладкими и невинными наклейками они ни прикрывались. Биеннале театрального искусства соединяет два фестиваля - "Видеть музыку" и "Уроки режиссуры". В него обязательной и необходимой частью входит большая образовательная программа. Выставочная программа. Книжная ярмарка, презентации новых книг. Соединение музыки, драмы, литературы, изобразительного искусства - все это помогает создать принципиально новую художественную среду. И это вторая причина нашего сотрудничества.
В этом году Биеннале театрального искусства проходит в условиях пандемии. Что пришлось отменить? Чем пожертвовать?
Дмитрий Родионов: К большому сожалению, 2020 год войдет в историю как год ковида. А ведь это год 160-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова - русского гения с мировой душой - и он задернут покрывалом коронавирусной пандемии. Мир застыл в напряженном ожидании будущего. Каким оно будет? Что принесет? Что будет с людьми? Сможем ли мы измениться, чтобы начать новую жизнь? Об этом стремлении к новой жизни, страданиях от невозможности изменить себя, надеждах и вере, что это возможно, любви и одиночестве, о счастье - все пьесы Чехова. К юбилею писателя и драматурга фестиваль "Уроки режиссуры" и Бахрушинский музей подготовили выставку "Власть сада", которая прошла с большим успехом и завершилась как раз накануне нового этапа ограничений из-за коронавируса. Открывшаяся в сентябре выставка "Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее" к 155-летию со дня рождения основателя первого в России театрального музея сейчас временно закрыта, но продолжит свою работу, как только будет послабление со стороны Роспотребнадзора.
Имя Чехова постоянно звучит на фестивале. Большинство лекций и мастер-классов посвящено именно ему. Каждый год, а нынешний не исключение, "Уроки режиссуры" представляют самый широкий спектр образовательных программ. Лекции и мастер-классы проходят на площадке Бахрушинского музея (постоянного партнера фестиваля). К сожалению, после указа мэра все встречи перешли в онлайн-формат. В "Мастерской" в этом году выступают Елена Стрельцова, Татьяна Москвина, Аркадий Кац, Георгий Исаакян, Кирилл Крок, Борис Любимов, Вадим Щербаков, Анастасия Светлова и Евгений Марчелли, Рената Литвинова и Адольф Шапиро, Дмитрий Крымов и Дмитрий Быков, Евгений Князев и Александр Журавский, Александр Филиппенко. И лекции и мастер-классы идут в прямой трансляции из Граненой гостиной музея, их можно увидеть и в записи, так же как и записи предыдущих фестивалей.
Образовательную программу можно перенести в онлайн. Но что делать с конкурсной программой? Как противостоять предложенным временем обстоятельствам?
Дмитрий Родионов: По моим наблюдениям, пока фестиваль противостоит коронавирусной стихии вполне успешно. И выполняет все свои обязательства. Конечно, с соблюдением всех ограничений по пребыванию зрителей в театрах, артисты перед выездом или вылетом в Москву сдают соответствующие анализы, делают срочные вводы в случае заболевания товарищей. Для коллективов - участников фестиваля из Петербурга, Бийска, Красноярска, Воронежа, Минусинска, Перми, Екатеринбурга - это обязательная процедура, но никто не отказывается и не отменяет своего участия. И это показательно. В чем притягательность фестиваля "Уроки режиссуры" для самих театров? В нашей стране фестивалей великое множество, больших и маленьких, со сложившейся репутацией и молодых. В чем притягательность для зрителей, понятно, ведь показываются постановки мастеров режиссуры современного театра, а это Сергей Бобровский, Алексей Бородин, Юрий Бутусов, Михаил Бычков, Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Дмитрий Крымов, Владимир Мирзоев, Алексей Песегов, Олег Рыбкин, Иван Поповски, Семен Спивак, Сергей Федотов... Такая мощная представительность и цельность отбора уникальны.
Как бы вы сформулировали главную идею фестиваля? Что отличает его от всех остальных?
Дмитрий Родионов: Главную идею фестиваля сразу поддержал Александр Калягин, сказавший, что "Уроки профессии", "уроки мастерства", "уроки жизни в искусстве" - они необходимы нам всем на самых разных этапах и поворотах профессионального пути. Но особенно необходимы в эпоху катаклизмов, разломов, кризисов. Профессиональная солидарность, человеческая помощь и поддержка - и со стороны старших, и со стороны младших, - именно они являются залогом развития сценического искусства". Именно поэтому так важно для театров это участие.
Фестиваль "Уроки режиссуры" уверенно и интеллигентно решает одну из самых актуальных сегодня задач - поддержку режиссерского репертуарного театра, сохранения его высоких гуманитарных традиций, преемственности и связи поколений. Можно говорить о важности этих задач, а можно делать конкретные шаги в этом направлении. "Уроки режиссуры" это делают.
Одним из плодотворных инструментов здесь является конкурсная составляющая, принцип которой сам по себе является одновременно и простым по своей идее, и исключительным по своему характеру: в четные годы на фестивале спектакли представляет старшее режиссерское поколение, а жюри из молодых режиссеров определяет лауреата, в нечетные годы все наоборот - молодые показывают свои спектакли, а старшие определяют лучших. При этом лучшие получают премиальные средства на постановку нового спектакля. В этом году в жюри - молодые, конкурсанты фестиваля 2017 и 2019 годов - Уланбек Баялиев, Марфа Горвиц, Алексей Ермилышев, Федор Малышев, Егор Перегудов, Александр Хухлин, Анатолий Шульев, Грета Шушчевичуте, Хуго Эрикссен. Будем ждать их решения по выбору лучшего из лучших.
Чего вы ждете с особым нетерпением от декабрьских событий Биеннале?
Дмитрий Родионов: Впереди церемония награждения лауреатов ежегодной премии в области литературы о театре "Театральный роман", единственной в нашей стране, которая поддерживает авторов, занимающихся искусством театра во всех его аспектах, книга как никогда нуждается сегодня в поддержке и государства, и общества. И потом - впереди заключительная церемония награждения лауреатов. В этом году на ней покажут премьеру по произведениям Чехова, которая станет результатом "Чеховской лаборатории", которую Биеннале проводит совместно с Театром имени Вахтангова. А результаты еще одной лаборатории - "Лаборатории режиссерских дебютов", которую Биеннале проводит совместно с МХТ им. Чехова, мы увидим только в будущем году - на Новой сцене Художественного театра.
Дмитрий Родионов - генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, главный редактор журнала "Сцена".
Работал в Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, театре Новая Опера, Большом театре (заместитель генерального директора), театре Геликон-Опера (генеральный директор). С 2007 года - генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. Кандидат искусствоведения, член Ученого совета Государственного музея А.С. Пушкина, Музея Л.Н. Толстого, член редакционного совета журнала "Вопросы театра".
В 2014 году выступил инициатором и учредителем Премии в области литературы о театре "Театральный роман".