02.12.2020 15:12
    Поделиться

    На Среднем Урале стало больше экопредпринимателей

    Более 50 производителей Свердловской области приняли участие в экоярмарке. Она прошла на оживленном пятачке в одном из крупнейших торговых центров Екатеринбурга, при этом за место с предпринимателей не взяли ни копейки. Бесплатный промоушен малому бизнесу организовали власти и руководство ТЦ. А вот насколько жизнеспособен этот сегмент экономики сам по себе?
    Татьяна Андреева/РГ

    Яркие пятна съедобной зелени в боксах-микрогрядках для городской квартиры, нежные тона ручной росписи по ткани (все красители - растительные), аппетитные пакеты фруктовых чипсов, свечи из пчелиного воска, флаконы и коробочки натуральной косметики радовали глаз и успокаивали потребительскую совесть. Ведь здесь экологичны не только товары, но и их упаковка: практически вся перерабатываемая. Покупателей не надо было зазывать - подходили сами. Кстати, экотренд поддержала и вся "Мега" - в эти дни отказавшемуся от пластикового пакета покупателю вручали многоразовый мешочек-шопер производства резидента ярмарки.

    Тренд на экологичность товаров нельзя недооценивать, считают организаторы мероприятия. По словам министра инвестиций и развития региона Виктории Казаковой, тема экологии прочно входит в корпоративную культуру и рождает совершенно новые направления бизнеса. Речь в том числе о социальном предпринимательстве, использующем инструменты коммерции для решения социальных и экологических проблем.

    - Уже достаточно давно мы говорим об экологичном потреблении, необходимости сохранять окружающую среду. Свердловская область входит в пятерку лидеров в стране по уровню развития предпринимательства и в десятку - по количеству зарегистрированных социальных предприятий. Количество их растет день ото дня, как и число самозанятых - их уже 37 188. Я говорю об этом не случайно: большая часть участников экоярмарки - именно самозанятые, - подчеркнула Казакова.

    Тема экологии прочно входит в корпоративную культуру и рождает совершенно новые направления бизнеса

    В Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства признались, что не ожидали такого активного отклика на объявление о проведении экоярмарки. Главным образом фонд предлагает малому бизнесу займы под низкие проценты, но оказалось, что организационная поддержка не менее востребована.

    - Изначально предполагалось, что 18 предпринимателей будут участвовать в ярмарке все три дня. Но в результате поступило более 200 заявок. Нам пришлось изменить формат: решили, что состав участников и экспозиция будут полностью обновляться ежедневно. В итоге смогли показать свои изделия более 50 самозанятых. Для них выйти на такую большую площадку - целое событие, - считает руководитель фонда Валерий Пиличев.

    Один из стартапов екатеринбуржцам хорошо известен. Магазин "Аистенок" вырос из деятельности одноименной общественной организации, оказывающей содействие семьям с детьми в трудной жизненной ситуации. Контейнеры "Аистенка" для сбора вещей видели, наверное, многие. Недавно руководство "Меги" помогло волонтерам создать благотворительный магазин на территории ТЦ - он открылся в начале августа.

    - Суть работы проста. Горожане приносят ненужные, но добротные вещи - одежду, игрушки, книги - на наш социальный склад или оставляют их в магазине. Мы их сортируем. Примерно пять процентов приходится утилизировать. Большую часть вещей (65 процентов) отдаем нуждающимся семьям. 20 процентов вывозим в деревни. Около 10 процентов продаем в магазине, а прибыль за вычетом расходов направляем на поддержку наших соцпроектов, - рассказала "РГ" сотрудник организации "Аистенок" Матрена Щапова.

    Деньги от работы социального секонд-хенда планируют направить в том числе на оплату услуг психологов и других специалистов, соцработников, материальную помощь семьям.

    Многие из стартаперов признаются, что в начале пути доходы пока не покрывают расходов. Но, что удивительно, люди не теряют оптимизма. Анна Шаймарданова в декретном отпуске решила изготавливать полезные лакомства. Прочитала в "Инстаграме" рецепт пастилы, затем увлеклась фруктовыми чипсами.

    - Нашла партнера, мы в складчину открыли бизнес. Сейчас над изготовлением экосладостей трудятся четыре человека. Прибыль пока символическая, но надеемся на отдачу. Кстати, самой большой неожиданностью стали даже не финансовые, а организационные и душевные затраты, - призналась она. - Собственному делу отдаем все свое время и силы. Тем, кто к таким усилиям не готов, открывать свое дело не рекомендую. Продукцию обычно продвигаем через соцсети, поэтому реальная ярмарка стала для нас большой поддержкой.

    Кстати, предпринимателей, не вошедших в число участников, организаторы обещают пригласить на следующее "экоторжище" - оно состоится в 2021 году.

    Поделиться