Если сравнить с весной, когда школы переходили на дистант, что изменилось в работе педагогов?
Надежда Сафьян: Весной у педагогов не было такой острой ситуации. Многим было непросто перейти на дистант, но фокус сохранялся на учебном процессе. Сейчас ситуация поменялась, им добавили новые функции - кроме организации учебного процесса приходится следить за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Дополнительная нагрузка провоцирует стресс и, как следствие, рост числа обращений к нам.
С каким проблемами к вам приходят?
Надежда Сафьян: Как правило, это нападки от родителей. У них много вопросов: когда и у кого будут брать тесты, если в классе, допустим, выявлен заболевший коронавирусом, где узнавать результаты и так далее. Отвечать на эти вопросы, по мнению родителей, должны педагоги. А они находятся в той же ситуации, в какой весной находились врачи: протоколы, регламенты, правила меняются, уследить за ними невозможно. Тем не менее педагогам приходится искать ответы. Никуда не исчезли конфликты с учениками - еще один стрессовый фактор. Третий момент - педагоги тоже болеют. И в этой ситуации они не только испытывают тревогу за свое здоровье, но и чувство вины, что не включены в учебный процесс, подводят коллектив, учеников.
Как все это отражается на эмоциональном состоянии?
Надежда Сафьян: Много раздражения и злости, они могут срываться на учениках и чувствовать вину за это.
Это нормально?
Надежда Сафьян: Абсолютно. Мы все сейчас находимся в стрессовой ситуации, и злость - естественная эмоция. Но нужно понимать: злость - лишь верхушка айсберга. Подавлять ее нельзя, это грозит развитием психосоматических явлений, потерей собственных ресурсов.
Что же делать?
Надежда Сафьян: Злость - это сигнализация. И отнестись к ней нужно именно как к сигналу. Паниковать не стоит. Следует прислушаться к себе и понять, что кроется за злостью. Педагогам важно быть примером, поэтому они всегда берут на себя ответственность: им нужно держать ситуацию под контролем и транслировать детям правильные модели поведения. А сейчас они сталкиваются с ситуациями, когда нет ответа, что правильно, а что нет. Потеря контроля, бессилие что-то изменить вызывают серьезные эмоциональные переживания. Важно расставлять приоритеты: понижать планку к самому себе. Если педагог по-прежнему предъявляет к себе высокие требования, он стресс только усугубит.
А как справляться с бессилием?
Надежда Сафьян: Первый шаг - признать его. Да, я не в силах остановить коронавирус, уберечь родных, качественно обучить детей в таких условиях. Но что я все-таки могу? Вот это "что я могу" очень часто бывает исцеляющим. Например, я могу объединиться с коллегами, родителями и учениками и вместе подумать, как в условиях такой "турбулентности" сделать учебу качественной. Нужно двигаться маленькими шажками. Ожидается неделя дистанта? Собраться и подумать, как ее пережить. Учителям, родителям и даже ученикам нужно не конфликтовать, а поддерживать друг друга.Только так можно справиться.