В основу исследования впервые легли не опросы бизнеса, а Big Data и банковская статистика. Точнее, статистика Сбера, но в ряде регионов крупные банки, обслуживающие малый бизнес, уже заявили, что не прочь присоединиться к проекту. Также справочно использовались сведения из реестра МСП и отчеты Росстата по отраслевой структуре. Критериев три: изменение объема средств, поступивших на расчетные счета одного предприятия, фонд оплаты труда на одного занятого, количество рабочих мест на одно МСП.
- Сектор неоднороден: микро-, малые и средние предприятия чувствуют себя и реагируют на меры поддержки по-разному. В промышленности основная задача - создать условия для развития. В торговле - обеспечить занятость и доступность услуг. Воздействовать на них нужно не через систему субсидий, а через создание особых налоговых режимов, налоговых ставок, разных подходов в денежно-кредитной политике, чтобы не загонять в тень. До этого не было доказательной базы, что налоги для МСП необходимо понижать, теперь благодаря оцифровке она появится, - рассказала руководитель экспертного центра при федеральном уполномоченном по защите прав предпринимателей, директор института имени Столыпина Анастасия Алехнович.
Сравнивались показатели третьего квартала 2020-го к аналогичному периоду предыдущего года. В УрФО, как оказалось, лучше всех себя чувствует малый бизнес в Зауралье, ЯНАО и Тюменской области: он в плюсе на 6, 7,2 и 8,5 процента соответственно. Согласно методике, это "умеренный рост". В остальных субъектах стагнация: в Югре - плюс 3,5, в Челябинской области - 3,3, в Свердловской - один процент.
Впрочем, это объяснимо: по данным полпредства президента РФ в УрФО, за 9 месяцев объем розницы в округе сократился на четыре процента, оборот общепита - на 20, объем оказанных бытовых услуг - на 22. Наибольшее падение отмечается именно на Среднем Урале, где сконцентрировано 40 процентов малого бизнеса УрФО.
Состояние разных отраслей отличается еще более кардинально - от критического до вполне бодрого. 34 вида деятельности из 60-ти даже испытали какой-то подъем. К примеру, в производстве одежды индекс МСП увеличился на 29 процентов. А вот дизайнерам, фотографам и переводчикам сегодня несладко: минус 14 пунктов. Как и сфере досуга и спорта. Впрочем, и тем, кто держится на плаву, будет нелегко, ведь у большинства федеральных мер поддержки срок действия заканчивается в четвертом квартале, и вновь вводятся ограничения на работу общепита и развлекательные мероприятия.
Когда новый аналитический инструмент вынесли на экспертный совет при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Свердловской области, большинство собравшихся, и чиновники, и бизнесмены, отнеслись к идее в целом положительно. Но тут же забросали разработчиков вопросами: почему выборка недостаточно репрезентативна, почему коэффициент занятости доминирует над финансами и оценивается доходность, а не прибыльность? Почему не учитываются самозанятые?
- Результаты абсолютно не совпадают с нашим ощущением происходящего, - говорит президент Уральской ТПП Андрей Беседин. - Оценивать МСП по тем, кто обслуживается в Сбере, - все равно что замерять физическое состояние всех учеников по школе олимпийского резерва. Но сам подход современный, поэтому готовы разбираться дальше.
- Впервые появился инструмент анализа информации, которую ранее никто не собирал и не обрабатывал. Это принципиальная перемена в практике принятия решений в сфере МСП. Но очевидно, что необходим следующий шаг: обязательная оценка эффективности мер, как предварительная, так и по факту их реализации, - отмечает член областного отделения "Опоры России" Дмитрий Ханин.
- Уже очевидно, что результаты четвертого квартала будут хуже: отложенная налоговая нагрузка, восстановление арендных ставок в коммерческой недвижимости, неизбежна девальвация. Плюс рост тарифов в 2021-м. Мы только в начале кризиса. Хорошо, что разработчики рассматривают индекс как доказательную базу для корректировки программ развития МСП. Чтобы быстро поменять что-то, надо иметь информацию, - резюмирует исполнительный вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Марина Вшивцева.
Анастасия Алехнович пообещала в будущем дополнить исследование опросами.
- Мнение бизнес-объединений и уполномоченных органов крайне важно, но заменить статистику оно не может, потому что с жалобами обычно идут те, кому плохо. Мы готовы к дискуссии. По итогам работы с 25 регионами будет создано 5-6 штабов, которые глубоко погрузятся в методику, - подчеркнула руководитель экспертного центра.