Евгений Русланович, как вы считаете, уж не в Санкт-Петербурге ли зародился русский романс?
Евгений Южин: Безусловно, Санкт-Петербург заслуживает того, чтобы назвать его одним из городов русского романса. Сама его величавость, дворцовость, державность располагают к этому. Но все же, если быть точным, романс как жанр зародился в российской глубинке, в дворянских усадьбах, родовых поместьях, где собиралась знать, куда съезжались соседи, распивали чаи и кое-что еще, танцевали, пели и развлекались.
Что же до Петербурга... Видите, как я по-одесски заговорил. Хотя я уже семнадцать лет живу в северной Пальмире, на берегах Балтики, родился и вырос я совсем у другого моря - Черного, в славной Одессе, которую принято называть Пальмирой южной. Моя прабабушка Екатерина была дочерью цыганского барона. Согласно семейной легенде, прадед Георгий выкрал ее прямо из табора. У нас хранятся вековой давности фотографии, запечатлевшие черноокую красавицу в цыганском наряде и удалого молодца в офицерской форме. Прадед был комиссаром Днепровской флотилии и погиб при обороне Киева в 20-е годы прошлого века. В честь прадеда мама хотела меня назвать Георгием. Но ее отговорили подружки-соседки: да ты что, сыночку во дворе-таки будут звать Жориком... Вот так я и стал Евгением.
Имя вам идет. Когда вы выступали на фоне изображения Пушкина с романсом "Я помню чудное мгновенье", признаюсь, я вдруг увидел, с кого Пушкин мог бы написать своего Онегина...
Евгений Южин: Прямо мои мысли читаете. Когда я только начинал петь, порой представлял себя человеком той эпохи, обитателем петербургских дворянских салонов первой трети XIX века. Признаюсь самому себе, что там, в те времена мне было бы куда привычнее, комфортнее.
Мама, Екатерина Николаевна, всегда поощряла мои занятия музыкой, вокалом. Многое дала сама Одесса с ее удивительным синтезом наречий и культур. Например, я учился в единственной на то время украинской гимназии, где преподавание велось исключительно на украинском языке, таком благозвучном, певучем. И все же русский был для меня родным, три года подряд я побеждал в олимпиадах по русскому языку, даже стал лауреатом международного конкурса русского языка и литературы в Ереване, снова победил и получил возможность без экзаменов быть принятым в любой вуз России. Выбрал Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет, стал дипломированным экономистом-международником. И Петербург принял меня с любовью. Это судьба.
Выходит, русский романс стал для вас важнее экономики?
Евгений Южин: Я же говорю - судьба. Музыка всегда была главной в моей жизни. В нашей семье пели все. Мы жили большой семьей на одиннадцати квадратах, негде было поставить даже пианино. Дед-фронтовик был известным в Одессе архитектором, прекрасно играл на гитаре, писал потрясающие стихи и песни. Это он настоял, чтобы я, совсем еще маленьким, пошел в музыкальную школу, и подарил мне мой первый инструмент - аккордеончик, так называемую "четвертушку", размером чуть больше альбома. Я его потом, правда, разобрал, чтобы узнать: как эти звуки умещаются внутри.
Огромную роль в моей жизни и творческой судьбе сыграла художественный руководитель Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса "Романсиада" Галина Сергеевна Преображенская, заслуженная артистка России. В 2007 году я впервые участвовал в "Романсиаде", попал в финал конкурса. Он проходил в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Это невероятная сцена, главная площадка страны. Когда впервые выходишь на нее, испытываешь трепет, волнение. Соревнование было очень серьезное. В жюри были Тамара Синявская, Нани Брегвадзе, Сергей Захаров, Людмила Лядова, Александр Ведерников - выдающиеся мастера. Тогда я завоевал первую премию. Словно бы крылья за спиной появились!
Кто-то из музыкальных критиков назвал романс "умирающим жанром"...
Евгений Южин: У меня есть программа "Три века романса" от Глинки, Чайковского, Рахманинова до Тухманова и Ваенги. Русский романс собирает полные залы в Самаре, Ростове, Красноярске, Екатеринбурге, в Крыму, Кисловодске, я уже молчу про Москву и Санкт-Петербург. Вот и здесь - а я уже третий раз в Бишкеке - концерты русского романса собирали аншлаги в Бишкеке, Кара-Балте. Люди с замиранием сердца слушают романс!
Однажды в Бишкеке я исполнил романс Андрея Петрова на стихи Эльдара Рязанова "Ты укрой меня снегом, зима". Стихли последние такты, но зал на тысячу двести мест еще долго молчал, сопереживая услышанному... И шквал аплодисментов! Не мне, исполнителю, но авторам этого глубочайшего произведения, всем творцам, кто когда-нибудь выходил к рампе с русским романсом. И как радостно мне бывает в такие минуты от того, что публика так трепетно воспринимает этот чудный жанр. Вот тот же романс Петра Петровича Булахова "Гори, гори, моя звезда". Ведь в нескольких этих строчках таятся надежда, ожидание, радость, счастье, трагедия - вся человеческая жизнь.
Как мастером русского романса воспринимается край кочевников - Киргизия?
Евгений Южин: Я сюда приезжаю как к себе домой. Среднеазиатская "Романсиада" стала настоящим культурным событием для исполнителей и ценителей русского романса из четырех стран.
Три года назад российский центр науки и культуры в Бишкеке пригласил меня в жюри тогда еще киргизского конкурса исполнителей. Это невероятное счастье - открывать новые таланты. Когда слышишь настоящее дарование, видишь перед собой человека, который живет и дышит творчеством, русским романсом, безумно, до мурашек по коже, этому рад. Я повстречал в Киргизии подлинно талантливых молодых исполнителей, некоторые из них шагнули со сцены нашей "Романсиады" в учебные классы знаменитой московской "Гнесинки", питерской "Мариинки", успели спеть в Большом Кремлевском дворце, Колонном зале, концертном зале имени Чайковского и на других знаменитых площадках России. Без преувеличения, именно русский романс открыл для талантливой молодежи из Киргизии и других стран Средней Азии путь на большую сцену.
Вот и сейчас, едва утихли звуки фортепиано и погасли софиты, мы все вместе начали подготовку к будущей, уже V Среднеазиатской "Романсиаде", которая пройдет в 2021 году, несмотря ни на что.