Разрыв между западом и востоком в стране хорошо иллюстрирует недавний конкурс социально-ориентированных проектов Фонда содействия инновациям, итоги которого подвели в начале ноября. В списке из 34 победителей значатся в основном компании из Москвы и Санкт-Петербурга, и всего три представляют Дальний Восток.
В целом ситуация с инновациями в России далека от идеальной. В течение многих лет создавались всевозможные институты развития, функции которых нередко дублировали друг друга. В субъектах росли как грибы после дождя технопарки, индустриальные парки и другие структуры с красивыми названиями и отсутствием реальной инновационной жизни.
В ноябре этого года российское правительство объявило о решении оптимизировать институты развития, в том числе часть из них взяла под управление Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ", функции других перейдут исполнительным органам власти, некоторые организации вообще будут ликвидированы.
Что же нужно для рождения инноваций? В первую очередь, как уже было сказано, должен быть спрос на них у государства и общества. Во-вторых, нужна подготовленная почва. Подробнее поговорим о втором условии.
Допустим, выпускник вуза - потенциальный изобретатель - получил хорошее образование. Но мало быть просто образованным. Как стать новатором? Как внедрить идеи и разработки в реальный сектор экономики? Для этого необходимо совершить переход от исследования к готовому продукту. Такой мостик помогут проложить опытные наставники, вдохновляющие молодых людей на предпринимательскую деятельность и вовлекающие их в творческий процесс и не всегда предсказуемый результат. К сожалению, такие личности у нас в стране - вымирающий вид.
Самая благодатная среда для "выращивания" новаторов - вузовская. Когда-то министерство образования разыгрывало гранты среди университетов, на которые те могли бы приглашать ведущих ученых. Получая высокую зарплату, сторонний специалист писал со студентами гранты, подавал заявки на конкурсы. Ребята проводили исследования, развивая в себе новаторский дух.
По моему мнению, данную форму взаимодействия вузов и ученых можно возродить, адаптируя под современные условия. Обычному преподавателю в университете, обремененному большим количеством аудиторных часов, сложно "зажигать" студентов.
Еще один важный момент касается поддержки инновационных компаний - этому уделяется недостаточное внимание. Пожалуй, единственной организацией, помогающей развиваться науке в частном бизнесе, является перешедший под управление ВЭБ.РФ Фонд содействия инновациям. К сожалению, в паспорте национального проекта "Наука" предусмотрено финансирование лишь государственных университетов и институтов. Остаются за бортом частные компании, которым очень сложно развиваться без господдержки. Между тем бизнес тоже создает инновационные продукты и проводит научные исследования на мировом уровне, пусть и не в таком масштабе, как научные и образовательные организации, но востребованные в реальном секторе экономики.
Поэтому включение в нацпроект подобных субсидий для инновационных предприятий очень облегчило бы жизнь частным изобретателям и повысило бы долю финансирования науки со стороны бизнеса.