В основу выставки легли документы из фондов музея-заповедника "Остров-град Свияжск", Научной библиотеки имени Николая Лобачевского Казанского федерального университета и Государственного архива РТ. Охватывают они, казалось бы, небольшой промежуток - с 1920 по 1932 год. Однако если в уездном городе Российской империи время тянулось медленно, после революции оно словно понеслось вскачь.
А чтобы посетители смогли уследить за событиями и не запутаться, им предложили пять маршрутов. Визуально им соответствуют линии, нанесенные на стены выставочного зала. Красная - политика и основные государственные события, синяя - идеология и культура, голубая - религия и церковная жизнь, желтая - детство и образование, оранжевая - дневники Александра Артемьева, казанского ученого и педагога, чья судьба была связана со Свияжском.
Все это напоминает схему метрополитена, с той лишь разницей, что вместо названия станций здесь события и даты. Впрочем, заместитель директора Свияжского музея-заповедника Елена Карташева использует другое сравнение: "Это река времени, которая делится на потоки, то идущие параллельно, то пересекающиеся".
Корреспондент "РГ" для знакомства с экспозицией выбрал "оранжевую линию" - своеобразную дневниковую летопись Александра Артемьева. Вел он ее в маленьких тетрадочках. Александр Георгиевич не был "антисоветчиком", но действительность воспринимал достаточно критически: "Неоднократно слышал, что новые суды и следователи берут взятки. Итак, суд идет не по "революционной совести", а в зависимости от шелеста советских бумажек и иных более реальных благ".
А вот его рассказ о свияжских беспризорниках: "О Ив. Ев. Мартынове. Он заинтересовался делом воспитания малолетних преступников, что живут в Свияжске. Читает им лекции по гигиене. В первый раз приняли его сурово: не стали слушать и по знаку вожака легли на пол и скамейки. А было их до 160 человек. И.Е. не ушел, просидел молча часа 2-3 и оставил их без ужина. Милиционер, надзирающий за ним, струсил и предложил И.Е. уйти. Но И.Е. не ушел. На другой день то же самое. И.Е пригрозил, что оставит их без обеда (дело было утром) и без ужина. Смирились. И стали слушать его. Полюбили его и доверяют ему".
Описал Александр Артемьев и публичное "вскрытие мощей" святителя Германа в Свияжском монастыре. Вместо них в раке оказалась "тряпичная кукла". "Несмотря на осмотр мощей и все прочее, крестьянство Свияжского уезда продолжает брать иконы свияжских церквей. За иконами идет в подавляющем числе молодежь. Поют очень хорошо и стройно. Не в армии ли и комун. клубах обучались они пению?" - пишет он.
По словам Елены Карташевой, 1920-е были противоречивым для Свияжска временем.
- С одной стороны, шли процессы разрушительные. Но с другой, Свияжск стал центром кантона, развивалась его общественная и культурная жизнь. Революция, при всех сложностях вдохнула в него энергию новой жизни. Но все это в начале 30-х было прервано, - говорит она. - В силу социально-экономических показателей и своей церковной специфики Свияжск не вписывался в образ советского города. В 1931 году районный центр перешел в Верхний Услон, а в 1932-м статус города упразднили. Началось разрушение храмов и закрытие монастырей. Наступил новый тяжелый этап в истории Свияжска.