Геннадий Константинович, насколько оправдались прогнозы экспертов, предрекавших цементникам глубокий кризис?
Геннадий Рассказов: В марте-апреле мы анализировали разные варианты развития событий, рассматривали и пессимистический сценарий, который предполагал снижение спроса на тридцать-пятьдесят процентов по итогам года. В тот момент многие клиенты холдинга были вынуждены если не приостановить деятельность, то снизить темпы строительства объектов и объемы производства. В результате вместо привычного старта "высокого сезона" во втором квартале цементный рынок Сибирского федерального округа рухнул по отношению к апрелю 2019-го сразу на двадцать процентов. В мае потребление увеличилось - проявился эффект отложенного спроса. Но в последующие месяцы мы вновь зафиксировали отрицательную динамику. Всего, по нашим расчетам, в январе-сентябре в регионах СФО, а также в Бурятии и Забайкальском крае потребили 4,1 миллиона тонн цемента - почти на четыре процента меньше, чем за девять месяцев 2019-го. К концу декабря "отставание" от прошлого года, безусловно, усилится - пока его нивелируют результаты первого квартала. И все же о двукратном сокращении емкости рынка Сибири речь не идет.
По оценкам специалистов инвестиционно-консалтинговой компании "СМ ПРО", в целом по стране за девять месяцев 2020 года потребление цемента сократилось на 5,3 процента к аналогичному показателю 2019-го - до 43,07 миллиона тонн.
Спрос упал не так сильно, как можно было предположить. Тем не менее недавно в СМИ появилась информация о переходе крупнейшего в РФ производителя цемента - "Евроцемент груп" - под контроль Сбербанка. В чем видите причину произошедшего?
Геннадий Рассказов: Пандемия COVID-19 сделала ситуацию в цементной отрасли еще более сложной. Однако серьезнейшее давление негативных внешних факторов производители "хлеба строительства" испытывали и раньше. Уже несколько лет средняя годовая загрузка российских цементных заводов составляет около пятидесяти процентов. При этом постоянно растут затраты на изготовление продукции, более напряженной становится конкурентная борьба, ужесточаются требования к промышленной безопасности, нормы экологического и трудового законодательства. Так что бытующее в обществе представление о цементном бизнесе как о высокодоходном - на самом деле миф. Выживать в нашей отрасли непросто, особенно если в срок и в полном объеме выплачивать зарплату и осуществлять налоговые отчисления.
Когда ситуация изменится?
Геннадий Рассказов: Надежду вселяет то, что в России существует отложенный спрос на цемент. К росту его потребления должны привести меры, разрабатываемые в стране. Так, в стратегии развития обрабатывающей промышленности на период до 2035 года заложено ежегодное потребление девяноста миллионов тонн "хлеба стройки". "Сибирский цемент" как ключевой производитель в крупном макрорегионе к этому готовится. Важнейшая задача акционеров и менеджмента - активная модернизация заводов холдинга, переход к применению технологий мирового уровня. Именно на эти цели, требующие огромных затрат, в ближайшие пятнадцать лет мы и будем направлять основные силы и средства. В частности, инвестиции "Сибирского цемента" на 2020-2024 годы запланированы в объеме более семнадцати миллиардов рублей без НДС. К слову, за период с 2007-го по 2019-й они превысили двадцать миллиардов рублей. А на ремонты за то же время было израсходовано почти 16,6 миллиарда.
Что думаете о мерах поддержки, которую сегодня оказывают производителям строительных материалов на федеральном уровне?
Геннадий Рассказов: Руководителям страны удалось задержать падение спроса на строительные материалы благодаря своевременным мерам, которые принимались, по сути, в ручном режиме. Президент страны несколько раз лично проводил совещания по вопросу об оказании неотложной помощи строительной отрасли. Логично, что первыми господдержку получают субъекты малого и среднего бизнеса. Системообразующие же предприятия, к которым относится "Сибцем", как и целые отрасли, могут на нее рассчитывать лишь при развитии негативных тенденций в экономике. Но я убежден: помощь государства должна заключаться в последовательной реализации национальных проектов и федеральных целевых программ в сфере жилищного, промышленного, инфраструктурного строительства. И такая работа ведется. Среди важнейших мер господдержки строительной отрасли - субсидирование процентной ставки по ипотеке до 6,5 процента годовых, докапитализация Фонда защиты прав дольщиков с возможностью направить средства на достройку проблемных объектов, льготное кредитование низкомаржинальных компаний отрасли, дополнительное финансирование программы расселения аварийного жилья. Один из самых действенных инструментов - программа президентской ипотеки. Она помогает обеспечить платежеспособный спрос на жилье и тем самым поддержать застройщиков.
Увеличение доли цементобетонных дорог в России, предусмотренное стратегическими документами на федеральном уровне, тоже открывает широкие перспективы развития производства высококачественных стройматериалов. К слову, для этого у нас сегодня есть все, требуется только государственная воля.
Какие еще важные моменты высветил и обострил особый режим работы?
Геннадий Рассказов: Прежде всего необходимость развития импортозамещения. Приобретая газоочистное, обеспыливающее и другое оборудование за рубежом, мы финансируем чужую экономику. Но другого выхода не видим, так как отечественных аналогов современной эффективной техники просто не существует. Уверен, что изменить ситуацию позволит правительственная программа, которая поможет наладить выпуск высококачественного оборудования у нас в стране. Без помощи государства эту задачу не решить. Мы активно участвуем в обсуждении вопросов в профильных министерствах и ведомствах. Пандемия заставила обратиться к давно назревшим проблемам, подтолкнув к поиску новых возможностей для их решения. И эти возможности обязательно нужно использовать.