"Стройка века", начатая в Кузбассе в 1970 годы, была "заморожена" в конце 1980-х. Как отметил первый зампредседателя думского комитета по энергетике Сергей Есяков, в России огромный потенциал в сфере гидроэнергетики - почти девять процентов мировых запасов гидроресурсов. А строительство новых ГЭС - один из экологически приемлемых методов обеспечения энергетической безопасности государства.
В свою очередь, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев подчеркнул, что Крапивинский гидроузел - это не только и не столько электростанция, но и источник запасов пресной воды. Сибирские реки мелеют, а будущее водохранилище даст возможность контролировать паводки и улучшить водоснабжение городов.
Напомним, что соглашение о завершении строительства Крапивинского гидроузла правительство Кемеровской области заключило с крупной энергетической компанией в начале нынешнего года. Тогда же стороны совместно с Всероссийским НИИ гидротехники имени Б. Е. Веденеева приступили к оценке воздействия будущей ГЭС на окружающую среду (ОВОС). Как сообщили в администрации кузбасского правительства, эти исследования показали: объект выгоднее достроить, чем законсервировать. Его ввод в эксплуатацию приведет не только к сокращению объемов выбросов теплоэлектростанций, но и позволит значительно снизить концентрацию загрязняющих веществ в реке Томи. Есть и планы построить рыбозащитные сооружения для сохранения биоресурсов.
Так или иначе, но демонтаж плотины, по предварительным оценкам, обойдется не менее чем в четырнадцать миллиардов рублей. Достройка же потребует 45 миллиардов. Однако, как отметил Сергей Цивилев, флагманский проект повлечет за собой развитие других важных направлений. Словом, уже разрабатываются программы по привлечению инвестиций в завершение строительства ГЭС.
Между тем многие ученые и эксперты полагают, что в сегодняшних условиях строительство гидроузла преждевременно. Водохранилище должно было обеспечивать регион чистой водой, но проект "заморозили" из-за того, что угольщики не возвели 37 из 45 предусмотренных очистных сооружений. А за прошедшие годы антропогенная нагрузка на водную систему выросла. Вклад в загрязнение вносят не только угольные, но и другие предприятия, включая агропром и ЖКХ. Создай водохранилище в таких условиях - получишь не резервуар чистой воды, а грязный отстойник.
- Водохранилище с гидроузлом и стратегия развития угольной промышленности Кузбасса - это, на мой взгляд, прямо противоположные задачи. Сегодня в зоне предполагаемого водохранилища разрабатывают более сорока участков угля. Прежде всего нужно понять, какие предприятия действуют в этой зоне, и провести инженерно-геологические, инженерно-гидрологические и другие изыскания, чтобы получить объективную картину ситуации и навести порядок в зоне питьевого водозабора Крапивино. А иначе все может остаться на уровне лозунгов, исключительно ради привлечения в регион инвестиций и денег из госбюджета, - уверен ведущий инженер Института экологии человека федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН Андрей Егоров.
- Если мы хотим обеспечить область чистой водой, предотвратить катастрофические явления в виде паводков в нижнем бьефе, мы все равно придем к строительству ГЭС. Но прежде всего Кузбассу необходима комплексная система мониторинга воздействия хозяйственного комплекса на окружающую среду. И на всех предприятиях, а не только на горных, такие системы должны действовать, - сообщил завлабораторией моделирования геоэкологических систем Кемеровского филиала Института вычислительных технологий СО РАН Евгений Счастливцев.
Сергей Цивилев, губернатор Кузбасса:
- Самая главная проблема - все-таки обмеление рек Сибири. И одно из решений этой проблемы - строительство Крапивинской ГЭС. А ситуацию с энергетикой она кардинально не решит, ведь ее ориентировочная мощность - чуть больше трехсот мегаватт. Главная цель - регулирование и поддержание уровня воды и обеспечение ее качества. Решением вопроса по созданию водохранилища мы решим и проблему пресной воды, которая нужна не только для нормальной жизни, но и для работы промышленности. Промышленность в этом проекте очень заинтересована. И после завершения ОВОС будет принято решение о проекте строительства ГЭС.