Счетная палата опасается срыва сроков работ по оздоровлению Волги

При проведении работ по оздоровлению Волги были допущены нарушения на 1,09 млрд рублей, сообщает Счетная палата России. Такие результаты принесла проверка комплекса мероприятий, реализованных начиная с 2017 года по настоящее время. Кроме того, аудиторы выяснили недостаточное внимание к своевременной реализации задач, поставленных в 2018 году в указе президента "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Владимир Смирнов/ТАСС

Федеральный проект "Оздоровление Волги" предусматривает генеральную уборку берегов великой русской реки, строительство и реконструкцию очистных сооружений, чтобы сократить объем выбрасываемых в воду неочищенных стоков. Должны привести в порядок гидротехнические сооружения, расчистить и углубить дно на путях движения рыбы, особенно в низовьях. Кроме того, из акватории надо поднять на поверхность и утилизировать почти сотню затонувших в Волге судов.

Специалисты Счетной палаты в ходе проверки выяснили, что схемы комплексного использования и охраны водных объектов охватывают только часть акватории Волги. Из-за проблем с этими документами оценить важность проблем и составить план работ оказалось невозможно. Имеющиеся схемы касались отдельных участков реки, общая так и не была составлена, хотя такое требование правительства появилось еще в 2006 году.

Чтобы исправить эту ситуацию, Счетная палата рекомендует воспользоваться возможностями, которые появились после продления сроков реализации нацпроектов до 2030 года. Этого времени будет достаточно и для создания сводной схемы, и для регулирования Волжко-Камского каскада водохранилищ, без которого трудно решить экологические проблемы Волги и особенно ее низовьев.

Кроме того, Счетная палата выявила, что мероприятия федерального проекта в большей своей части сформированы на основе мероприятий уже реализуемых госпрограмм по сельскохозяйственной и рыбохозяйственной мелиорации, экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов. Они нужны и важны, но не решают задач, поставленных указом президента.

"Рыбохозяйственной мелиорацией охвачено 48% каналов-рыбоходов, сельскохозяйственной - 11,9% каналов и трактов, - отметили в Счетной палате. - Ликвидация накопленного экологического вреда предусмотрена на 20 объектах в девяти регионах. Не включены в проект регионы с крупными предприятиями-загрязнителями, в том числе Республика Башкортостан и Тульская область, качество водных объектов которых с категорией "грязная" и "очень грязная" составляет 91,8% и 81,3% соответственно".

Недостатки в планировании мероприятий привели к переносу сроков их проведения и низкому уровню исполнения расходов федерального бюджета, заключили в контрольном ведомстве. Кассовое исполнение средств федерального бюджета составило в 2018 году 73,9%, в 2019 году - 72,0%, за девять месяцев 2020 года - 41,0%.

Выявлены проблемы и в организации управления работами: на федеральном уровне этим занимались два проектных офиса, которые не смогли скоординировать свою деятельность. Не были предусмотрены эффективные механизмы привлечения внебюджетных источников, в том числе частных инвесторов-концессионеров к реализации проектов в отношении объектов водоотведения, добавили в счетной палате. В результате в 2019 году внебюджетные источники обеспечили только 46,1% от запланированного финансирования.

В Счетной палате отмечают, что формально отставания от графика работ нет - сроки достижения результатов установлены на 2021-2024 годы. Однако существующая динамика выполнения проекта настораживает. Например, из-за отсутствия проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию очистных сооружений оказались исключены из программы семь объектов в Нижегородской области. По семи другим объектам в Ярославской области сроки пришлось переносить. В результате 733,2 млн рублей, которые должны были быть направлены на ликвидацию локального участка шламонакопителя "Белое море" площадью 0,5 га, в 2020 году возвращены в резервный фонд правительства.

Всего с 2018 по 2020 год Счетная палата обнаружила 140 нарушений на общую сумму 1,085 млрд рублей. Они связаны с нарушениями законодательства о контрактной системе, градостроительной деятельности, а также формирования и исполнения бюджетов, по предоставлению и использованию межбюджетных трансфертов, ведению бухгалтерского учета.

"Реализуемые мероприятия позволяют достичь показателей федерального проекта, но не отражают существенного вклада в решение задач указа президента, в том числе по оздоровлению Волги за счет снижения сброса сточных вод, - сделали вывод в Счетной палате. - Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что снижение с 1990-х годов объемов сброса загрязненных сточных вод более чем в два раза существенно не повлияло на качество воды в бассейне в целом. При этом федеральным проектом не предусмотрены механизмы решения проблемы диффузного стока".

Проведенный анализ показал, что к основным риск-образующим факторам реализации проекта можно отнести некачественное планирование, неэффективное администрирование, ограниченность информационного обеспечения, в том числе в части предоставления объективной и своевременной информации о его реализации, возникновение непредвиденных чрезвычайных ситуаций, изменение макроэкономических условий, добавили в Счетной палате.