03.12.2020 15:07
    Поделиться

    Попрощаться с Ириной Антоновой можно на сайте Пушкинского музея

    Раньше мы написали бы: сегодня Москва прощается с Ириной Александровной Антоновой. Сегодня мы не можем даже войти в музей, чтобы принести цветы к ее ногам. Пандемия. Локдаун. Музей, сотрудники, родственники прощались с президентом ГМИИ им. А.С.Пушкина при затворенных дверях. С ней, которая сделала так много для того, чтобы музей был точкой притяжения для сотен тысяч людей.

    Но в нынешней непростой ситуации музей нашел выход. Сделал страницу на своем сайте, где можно выразить соболезнования и почтить память Ирины Александровны.

    Тут - соболезнования из музеев России и всего мира, от официальных лиц, от друзей и партнеров музея, от зрителей, публикации в СМИ.

    Приводим лишь некоторые записи в этой виртуальной книге соболезнований.

    Габриэле Финальди, Директор Национальной Галереи, Лондон

    Позвольте мне выразить мои соболезнования по поводу ухода госпожи Антоновой. Она была выдающимся директором и свидетелем многих исторических событий. Я вспоминаю невероятное празднование ее 90-летнего юбилея с большим удовольствием.

    Я также помню, с каким трудом я пытался говорить с ней на французском (которым она владела в совершенстве), а пару лет спустя выяснилось, что она прекрасно говорит и на итальянском.

    Аксель Рюгер, Директор Королевской академии художеств, Лондон

    Вчера я прочел в газете Guardian о смерти Ирины Антоновой. Я был очень опечален этой новостью и хотел бы выразить мои соболезнования всем, кто работал с ней и знал ее. Она была невероятным партнером, мы все испытывали огромное восхищение перед ее невероятно долгой карьерой, неиссякаемой энергией и выдержкой. Я уверен, что ее уход - большая потеря для художественного мира Москвы и России.

    Сабина Хааг, Генеральный директор Музея истории искусств, Вена

    Госпожа Ирина Антонова была выдающейся личностью, безусловно, Гранд Дамой музеев. Ее пребывание на посту директора Пушкинского музея запомнится как славное время, а ее руководство было исключительным примером. Вместе с ней мы провели множество бесед на высочайшем уровне и организовали важнейшие выставки. Ее элегантность и решительность никогда не будут забыты.

    Нам будет очень не хватать Ирины Антоновой.

    Светлая память.

    Раман Шлеммер, Архив Оскара Шлеммера

    …Я имел возможность посетить Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в советские времена, будучи организатором Фестиваля Индии, в составе индийской делегации. Я наблюдал также значительные изменения в музее и стране в последующие десятилетия.

    Я встречался с Ириной Александровной Антоновой по многим поводам, когда работы из ГМИИ им. А.С.Пушкина показывались на международных выставках, в том числе в музеях Германии. Она прекрасно говорила на немецком и встречалась с моей мамой Яиной Шлеммер, дочерью Оскара Шлеммера. Во время этих встреч Ирина Антонова всегда интересовалась работами моего дедушки Оскара Шлеммера, восхищалась ими и выражала желание показать их в Москве.

    Я сотрудничал с ГМИИ им. А.С. Пушкина во время подготовки выставки "Москва - Берлин. Берлин - Москва". 1900-1950".

    Я имел удовольствие видеть ее - увы, в последний раз! - на открытии прекрасной выставки "Пабло Пикассо и Ольга Хохлова" в ноябре 2018 года.

    Ей было даровано дожить до благословенного возраста. Это огромная привилегия быть знакомым с ней и общаться в течение долгого времени. Я всегда помню ее и зажгу свечи в память о ней. Пожалуйста, добавьте мое имя в список друзей, помнящих Ирину Александровну Антонову. Мне грустно, что я не могу выразить свои чувства в книге соболезнований лично. Я желаю всей команде Пушкинского музея стойкости и утешения в эти печальные минуты.

    Я надеюсь на встречу и на сотрудничество с Вами и коллективом музея в будущем над прекрасными проектами в духе Ирины Антоновой, Яины Шлеммель и Оскара Шлеммера.

    Желаю всему коллективу музея доброго здоровья и долгой жизни.

    Гэри Тинтероу, Директор Музея изящных искусств, Хьюстон

    Впервые я познакомился с г-жой Антоновой в 1982 году, и, как начинающий куратор, был поражен ее эрудированностью и обаянием. С тех пор мы виделись десятки, если не сотни раз, и, к счастью, имели возможность сделать несколько больших выставок вместе.

    Пожалуй, одним из самых больших сожалений в моей профессиональной карьере стало прекращение культурных обменов между Россией и США, что помешало нам осуществить множество интересных совместных проектов. Это чувство утраты и сожаления усиливается уходом из жизни Ирины Антоновой - поистине вдохновляющего лидера и чуткого коллеги.

    Бернард Блистен, Директор Центра Помпиду

    Софи Кребс, Главный хранитель Музея современного искусства города Парижа

    Мы с грустью узнали об уходе этой великой женщины, которую я безмерно уважала. Она невероятно много сделала для музеев, и в особенности для вашего музея, а ее энергия вошла в легенду. Пушкинский музей стал для нас партнером, связи с которым, благодаря ей, невероятно прочны и, надеюсь, останутся таковыми.

    Во Франции плохие новости приходят одна за другой, после первого локдауна мы думали, что все вернется на круги своя, но второй открыл нам глаза. 2021 год и последующие обещают быть очень тяжелыми: сокращение бюджета и персонала, отмена выставок или их перенос на неопределенный срок.

    Сегодня как никогда ранее необходим огромный энтузиазм, подобный энтузиазму Ирины Антоновой, чтобы вести команду музея за собой и реализовывать новые, необычные проекты.

    Примите мои соболезнования.

    Захарова Екатерина Валентиновна, г. Екатеринбург

    Выражаю соболезнования коллективу Пушкинского музея.

    Уважаемая Ирина Александровна! Низкий Вам поклон за Вашу деятельность, за яркую биографию. Несколько лет назад я посмотрела интервью с Вами. Вы на меня произвели настолько мощное впечатление, что я, будучи уже зрелым человеком, решилась на смену профессии. Вы для меня всегда были и будете ориентиром в профессиональной сфере.

    Надежда Чернова, Уфа

    Скорбим, соболезнуем по поводу кончины Ирины Александровны.

    Из Уфы участники Боспорской археологической экспедиции в Пантикапее в 80-90 гг. ХХ века, Чернова Н.Н. и др.

    Семья Жаховских, Минск

    Ирина Антонова всегда была для нас примером служения людям и искусству. Глубоко скорбит вся наша семья. Сожалеем, что не уберегли. Приносим искренние соболезнования родным и музею.

    Антон Маняшин, Москва

    С огромной горечью воспринял уход Ирины Александровны Антоновой - человека, открывшего через Пушкинский мне и миллионам людей искусство разных времен и эпох. Искренне соболезную всему коллективу Музея, родным, близким, друзьям.

    Мое знакомство с искусством началось с Пушкинского. Как, наверное, для многих, со смешков вместе с одноклассниками в залах античной скульптуры во время школьных экскурсий, с первых свиданий около караваджистов, чтобы выглядеть в других глазах "посолиднее", с жизненных ран, которые залечивались в Галерее искусства стран Европы и Америки. Тогда я для себя открыл силу арт-терапии. До сих пор это мой самый любимый Пушкинский, который со мной в минуты радости и печали, когда нужно разделить с кем-то эмоции или остановить бешеный ритм и понять, куда двигаться дальше. И тем тяжелее осознавать, что человека, которому Музей обязан той невероятной силой притяжения, уже нет с нами.

    Думаю, что Ирина Александровна вдохновила меня научиться "читать" искусство и не бояться его. Через свои интервью, лекции она говорила, что совсем не стыдно чего-то не знать, а вот не стремиться узнать, наверное, стыдно. Беседовать с каждым его языком, учить красоте - в воспитании во мне этих качеств есть, думаю, заслуга и Ирины Александровны. Можно быть отличным искусствоведом, красноречивым экскурсоводом, но талантом "заразить" собеседника любовью к прекрасному, увы, обладают немногие. Скажу откровенно, что для меня, как человека все-таки далекого от искусства, всегда было полезно смотреть лекции из курса Ирины Александровны для третьего возраста. Повезло найти их в сети. Потому что они как раз про то, что никогда не поздно чему-то учиться. Это всегда вдохновляет вне зависимости от того, сколько тебе лет.

    С Ириной Александровной лично знаком не был, при жизни видел всего один раз - в ноябре 2019 года на премьере "Греха" Кончаловского в "Октябре" на Новом Арбате. Сидела на соседнем ряду, проходила мимо. И тогда я был окончательно поражен ее внутренней интеллигентностью, силой и нескрываемой жаждой искусства.

    Что мы, простые посетители, можем сделать для того, чтобы продолжать помнить? Ходить в Пушкинский, наслаждаться искусством, не бояться открывать его для себя, ценить красоту и передавать чувство "быть голодным до прекрасного" другим. В Музее работает потрясающая команда, которая продолжает путь, начатый Ириной Александровной. Пушкинский ждут новые выставки, открытия, территории. Думаю, что это и будет лучшей памятью. А о таких людях она всегда будет светлой.

    Спасибо большое, что научили меня ценить красоту!

    Ольга Христофорова, Москва

    Не верю, не могу поверить, что Ирины Александровны больше нет. Она казалась вечной, бессменной. Мы говорили Пушкинский, подразумевали Антонова. Мы говорили Антонова, подразумевали Пушкинский. Самые лучшие выставки были организованы Ириной Александровной. Каждая выставка была Пьетой Микеланджело. Ирина Александровна вкладывала в свое дело всю себя, свое сердце, душу.

    Мне посчастливилось однажды встретиться с Ириной Александровной несколько лет назад на концерте Декабрьских вечеров. Невысокая, хрупкая женщина с потрясающе красивыми, яркими глазами. Каким-то удивительным образом ей хватило времени и сил поздороваться со всеми зрителями, пришедшими на концерт, обменяться парой фраз о концерте, внимательно выслушать.

    Ирина Александровна, спасибо, что были с нами. Вечная память великому человеку.

    Светлана Грачева

    Примите мои соболезнования... Утрата огромная, невосполнимая! Ирина Александровна - это лицо и душа музея! Она всегда будет с нами. Скорблю, плачу вместе с Вами.

    Татьяна Леонова

    Со слезами на глазах вспоминаю об Ирине Александровне, которой всегда восхищалась… В начале 90-х я работала в Музее, сначала в плановом отделе, затем заместителем главного бухгалтера. Перед Вернисажами всегда старалась попасть на пресс-конференции, которые открывала Ирина Александровна, слушать ее, наблюдать за ней было всегда наслаждение! Образец истинной русской Интеллигенции, образец во всем! Вечная память уважаемой Ирине Александровне!

    Юлия Сафонова

    Ирина Александровна знала свое дело и верила в него. А еще она верила в нас, разных, - и в тех, кто не мыслит себя без Музея, и в тех, кто когда-то придет на Волхонку. Мы придем. Обязательно. Спасибо за веру. Светлая память…

    Поделиться