После ее звонка в корпункт еду к ней домой.
- Что за дела, бабушка платила за свет каждый месяц, - встречает меня у порога дочь пенсионерки Елена Макарова, держа в руке кипу квитанций. - Какие могут быть долги?
В подтверждение своих слов она протягивает платежку из астраханской энергосбытовой компании за август этого года. Смотрю строку "задолженность". Там, действительно, написано "0.00 рублей". Но уже в сентябре, когда Галина Георгиевна по традиции отправилась в банк оплачивать ежемесячную коммуналку, деньги у нее за свет не приняли.
- Сказали, счет заблокирован, - говорит Галина Сидоренко, кутаясь в накидку возле горящей газовой горелки. Из-за отсутствия света у нее выключилось и отопление, газовый котел не работает.
Пенсионерка, несколько лет назад заработавшая инвалидность второй группы, разбираться сразу не пошла.
- Подумала, это какой-то сбой, - рассказывает бабушка. - Решила, что в октябре заплачу за два месяца сразу.
Но в следующем месяце платеж снова не приняли. Тогда пожилая женщина пришла к энергетикам, там ее попросили заполнить заявление на проверку счетчика. А ровно через неделю, не предупреждая, обесточили дом.
- А дальше и совсем страх божий, - почти шепотом произносит Галина Георгиевна. - Мне позвонил участковый и сообщил о возбуждении дела о незаконном подключении к электросетям.
Оказалось, после того как бабушка сходила к энергетикам, те прислали в полицейский участок письмо, что женщина - нарушительница и за ней числится долг на сумму в 870 тысяч рублей.
После такого сюрприза Галина Георгиевна перестала спать. К счастью, участковый разобрался в ситуации оперативно.
- Изучив все документы, факта незаконного подключения и долга я не выявил, - коротко и четко говорит участковый уполномоченный пункта полиции №9 Магамед Загалов. - Поэтому никакого повода для возбуждения дела нет.
Однако свет у пенсионерки по-прежнему не горит, а квитанция со страшной суммой никуда не исчезла.
Чтобы выяснить суть происходящего, обращаюсь в "Астраханскую энергосбытовую компанию" и в "Россети-Юг", которые обесточили дом Галины Сидоренко. Версии слышу разные. Например, пенсионерка при подсчетах за свет иногда ошибалась на 100 или 200 рублей, сумма копилась с 2013 года, вот и результат. Уточняю, до каких размеров в итоге вырос долг? Сначала ответили - 9 тысяч рублей, потом - 11 тысяч, позже - 20... Как на аукционе: кто -больше! Но почему пенсионерку не поставили в известность о недочетах раньше? Ответа нет. Правда, пытаются объяснить это так: летом прошлого года, мол, пенсионерку отключили от электроэнергии за долги, а в ноябре в результате проверки выяснилось, что пломба сорвана. Прошу показать акты о тех событиях, которые должны были происходить не только в присутствии бабушки, но и свидетелей. Их копии, к слову, безуспешно пытается получить и внук бабушки Роман Макаров.
"Документы, что ее отключали, есть", - убедительно заявляют в "Астраханской энергосбытовой компании". Но просят направить официальный запрос от редакции. Что мы и сделали. Однако ответы на поставленные вопросы редакция до сих пор так и не получила.
Но после общественного резонанса энергетики, видимо, решили пойти на уступки.
- Мы готовы, включив человеческий фактор, вернуть ей свет, - сообщила начальник департамента по связям с общественностью ПАО "Россети-Юг" Светлана Рыбина. При условии, что она нам под честное слово обещает погасить свой долг.
Но Галина Георгиевна таким уступкам совсем не рада.
- Мы сейчас включимся, а потом окажется, что снова все незаконно, - переживает она.
Сейчас этой историей занялась областная прокуратура. Родственники Галины Сидоренко готовят заявление в суд.
Наталья Беляева, председатель общества по защите прав потребителей Астраханской области:
- Если потребитель не получил уведомление о предстоящем отключении электроэнергии за долги, лишить его этой услуги поставщик не имеет права. Причем именно поставщик обязан доказать, что потребитель это уведомление получил. Более того, по правилам оказания коммунальных услуг, он должен предупредить о своем требовании сначала за десять дней, а после, если должник не отреагировал, еще раз за десять дней и уже потом вводить ограничения. Сразу обрубить и уйти - так нельзя. Вдруг человек инвалид и подключен к кислородной подушке?
Далее - если поставщик отключает потребителя от услуги, то он расторгает с ним договор, о чем также потребителя и уведомляет. Но в этой истории договор у пенсионерки продолжал действовать, раз она ходила, платила и у нее есть квитанции - как такое может быть?
Утверждаемый поставщиком факт того, что женщина незаконно подключилась к сетям, он тоже должен доказать и не просто прийти и фотографировать, а составить акт с участием потребителя и свидетелей о правонарушении и оставить на месте копию этого документа.
Начисляя сумму за безучетное или бездоговорное потребление ей полностью должны предоставить весь расчет, причем такой, чтобы она понимала, из чего сложились эти 870 тысяч. Она - не специалист.
Считаю, что женщина вправе обратиться в прокуратуру по месту нахождения поставщика услуги с жалобой на противоправные действия и требовать в суде взыскания морального вреда.