В Израиле ученые установили происхождение редкого наскального изображения, которое было обнаружено у входа в одну из гробниц в Иудее еще в 1980-е годы. Выяснилось, что гравюра относится к эпохе Хасмонеев.
Исследование опубликовано в журнале истории и археологии In the Highland's Depth, а коротко о нем рассказывает The Jerusalem Post. Более 30 лет для ученых оставалось загадкой происхождение редкого "граффити".
Его отличительной особенностью является изображение меноры - подсвечника на семь свечей, который, согласно Библии, находился в скинии собрания во время исхода, а затем и в иерусалимском храме. Это один из древнейших символов иудаизма.
Редкая наскальная "гравюра" была обнаружена в 1980-х годах на окраине арабской деревни Мухмас, к северо-востоку от Иерусалима. Только сейчас команде во главе с доктором Двиром Равивом из Университета Бар-Илан Мартин удалось датировать ее.
Доктор Равив в своей статье сообщает, что изображение меноры относится к периоду между эпохой Хасмонеев и восстанием Бар-Кохбы. Поясним, что Хасмонеи и их потомки правили Иудеей в 140-37 годы до нашей эры. Затем наступила эпоха правления Рима, но Хасмонеи все равно считались вождями своего народа. А восстание иудеев под предводительством Шимона Бар-Кохбы против римлян произошло при императоре Адриане, в 132-136 годах нашей эры.
Историки отмечают, что в тот период времени какое-либо декоративное использование Храмовой меноры было огромной редкостью. Известно всего несколько примеров такого использования. Так, изображения меноры, относящиеся к указанному периоду времени, были найдены на монетах правителя Хасмонеев Маттафия Антигона, на каменном столе в Магдале и арке императора Тита в Риме.
Поэтому датирование загадочного изображения сделало его еще более редкой находкой, чем считалось до сих пор. К слову, изображения даже не одной, а двух менор близ Мухмаса были обнаружены в пещерах аль-Алилият. Находка подтверждает теорию о том, что группа пещер в этом районе служила укрытием и убежищем в период Второго Храма и во времена восстаний евреев против Рима.
Использование меноры для украшения фасадов еврейских гробниц было довольно распространенным явлением в древности. Однако до сих пор была обнаружена только одна гробница периода, предшествующего восстанию Бар-Кохбы, с изображением меноры. Это была гробница Ясона в Иерусалиме.
Менора в ней была изображена схематически, причем размер ее был небольшим. В отличие от нее, вход в гробницу Мухмаса украшало большое изображение меноры. Теперь ученые предполагают, что усыпальница может быть связана с важным человеком, например, с высокопоставленным священником, который служил здесь.
Из письменных источников известно, что в нынешнем селе Мухмас, которое в древности называлось Михмас, во времена Второго Храма жили священники. Кроме того, Михмас упоминается как жилище Ионафана Хасмонея. Здесь он начал утверждать свой статус в Иудее после смерти своего брата Иуды Маккавея.
Доктор Равив считает, что Ионафан неслучайно выбрал это поселение в качестве базы для усиления своего контроля над Иудеей. Это был густонаселенный район, жители которого поддерживали Хасмонеев в годы восстаний. Изображение меноры указывает и на то, что, возможно, группа священников перебралась сюда после разрушения Второго Храма и жила там в период между двумя крупнейшими восстаниями евреев против римлян.