Вузы могут решить проблему оттока кадров из регионов

Возможности вузов как крупнейших интеллектуальных хабов и держателей инфраструктуры, чей потенциал способен быть мощным толчком для развития страны, обсудили на площадке форума "Сильные идеи для нового времени".
iStock

Как полагают эксперты, одна из проблем, которую могут решить вузы, это отток кадров из регионов. В Башкортостане, например, из 17 тысяч студентов в регион возвращаются лишь 500 человек, рассказал руководитель администрации главы республики Александр Сидякин.

Для решения этой проблемы в регионе создан Евразийский научно-образовательный центр, в котором запросы бизнеса соединены с развитием науки при учете специфики региона. "Приоритеты регионов вытекают из глобальных вызовов, роль вуза - быть связкой, мостиком между глобальными приоритетами, вызовами и повесткой региона", - отметила исполнительный директор Аналитического центра "Форум" Екатерина Шапочка.

Российские университеты уделяют все большее внимание "третьей миссии" - это понятие включает в себя взаимодействие вуза с обществом, его социальную ответственность и вовлеченность в дела региона и страны. Третьей эту миссию называют потому, что первые две - образовательная и научно-исследовательская. Реализуя ее, вузы должны стать не просто кузницей кадров, а одним из основных элементов формирования социально-экономической среды и инструментом трансформации регионов, отметили участники дискуссии.

В этом году в топ-100 рейтинга "Три миссии университета" представлены три российских участника - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (21-е место), Санкт-Петербургский государственный университет (40-е место) и МФТИ (46-е место). В реализации "третьей миссии" наибольшего прогресса Россия достигла по двум показателям - количеству массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и размеру интернет-аудитории сайтов.

Всего за год число МООК российских вузов на платформах Coursera и edX выросло на 77 процентов. Аудитория сайтов российских вузов в 2020 году выросла в среднем на 69 процентов - это заметный результат на фоне общемировой тенденции к сокращению аудитории сайтов университетов. Как отмечают авторы рейтинга, этому способствовал эффект "низкой базы" - в прошлом году российские вузы уступали западноевропейским по популярности в 2-3 раза. Аудитория сайтов выросла и из-за перехода в онлайн из-за эпидемических ограничений.

В понятие "третья миссия" входит взаимодействие вуза с обществом, его социальная ответственность и вовлеченность в дела региона

Минобрнауки уделяет внимание реализации "третьей миссии" и учитывает ее при отборе вузов - участников программы стратегического академического лидерства. "Мы планируем и дальше стимулировать российские вузы к реализации "третьей миссии". Ведь это способствует увеличению вклада университетов в социально-экономическое развитие регионов и повышает престижность вузов за счет улучшения позиций в международных рейтингах", - отмечал ранее глава ведомства Валерий Фальков.

101 вуз из России в этом году вошел в рейтинг "Три миссии университета", который оценивает университеты из 97 стран

Реализацию "третьей миссии" университетов поддерживает и АСИ. В начале ноября стало известно, что АСИ поддержит реализацию "третьей миссии" в Севастопольском государственном университете. Его участие в рынке Национальной технологической инициативы "Маринет" позволит университету стать базой в апробации и пилотировании технологий в рамках этого проекта.