08.12.2020 17:50

Астрономы сообщили об открытии двух юных планетных систем

iStock

Международная команда астрономов под руководством Джорджа Чжоу из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже открыла две ранее неизвестные молодые планетные системы, образовавшиеся вокруг звезд возрастом не более 320 миллионов лет.

Статья астрономов опубликована на сайте препринтов arXiv.org, а коротко о ней сообщает Phys.org. Открытие было сделано на основе анализа данных, полученных при помощи космического аппарата TESS. Он предназначен для исследования транзитных экзопланет.

В настоящий момент TESS проводит исследование примерно 200 тысяч ярчайших звезд в окрестностях Солнца. На основе его данных было идентифицировано более 2400 кандидатов на статус экзопланеты. Из них пока только 82 объекта подтверждены.

В новом исследовании астрономы сообщают, что им удалось обнаружить две новые молодые планетные системы. Это произошло в процессе наблюдений за звездами TIC 224225541 (TOI-251) и TIC 146520535 (TOI-942). Возраст каждой из них не превышает 320 миллионов лет, что по меркам Вселенной совсем немного.

В процессе наблюдений в период с августа по декабрь 2018 года исследователи зафиксировали транзитные сигналы, которые выглядели как изменение яркости звезд. Это означает, что в определенные периоды времени некие объекты, вращаясь вокруг звезд, перекрывают их видимость для стороннего наблюдателя.

"Планетарность" зафиксированных транзитных сигналов была подтверждена последующими фотометрическими и спектроскопическими наблюдениями с использованием наземных средств. Это позволило определить, что вокруг юных звезд TOI-251 и TOI-942 вращаются три ранее неизвестных объекта: один так называемый мини-нептун и две экзопланеты размером с Нептун.

"TOI-251 и TOI-942 - это две звезды, демонстрирующие фотометрические и спектроскопические признаки молодости, вмещающие транзитные нептуны, которые были идентифицированы с помощью наблюдений TESS", - написали астрономы в своей статье.

Сообщается, что объект TOI-251 - это звезда G-типа с массой, примерно равной массе нашего Солнца, и радиусом примерно 0,88 радиуса Солнца. Она расположена на расстоянии около 324 световых лет от нас. Эта звезда имеет период вращения 3,84 дня и температуру около 5601 градуса Цельсия. Ее возраст оценивается от 40 до 320 миллионов лет.

Данные TESS указывают на то, что вокруг TOI-251 каждые 4,94 дня обращается мини-Нептун, расположенный на расстоянии около 0,06 астрономических единиц от своей звезды. Этот объект получил обозначение TOI-251b. Подсчитано, что по своим размерам он примерно в 2,74 раза больше Юпитера, но при этом его масса не превышает массы самой большой планеты Солнечной системы.

Что касается объекта TOI-942, то это звезда спектрального класса K, расположенная на расстоянии 498 световых лет от Земли. Ее размер равен размеру Солнца, но ее масса примерно на 21 процент меньше массы нашего светила. Температура этого объекта составляет 4654 градуса Цельсия, а период вращения - около 3,4 дня. Возраст TOI-942 оценивается в диапазоне от 20 до 160 миллионов лет.

Согласно исследованию, вокруг этой звезды вращаются две экзопланеты размером с Нептун, которые получили обозначения TOI-942b и TOI-942c. Первая из них примерно в 4,81 раза больше, чем Юпитер, а ее масса составляет около 2,6 массы Юпитера. Эта планета обращается вокруг своей родительской звезды каждые 4,32 дня на расстоянии около 0,05 астрономических единиц от нее.

Экзопланета TOI-942c имеет радиус, равный 5,79 радиуса Юпитера, а ее масса оценивается чуть менее чем в 2,5 массы Юпитера. Данный объект имеет орбитальный период около 10,16 дней, а от звезды его отделяет расстояние в 0,08 астрономических единиц. Астрономы отмечают, что TOI-251 и TOI-942 являются хорошими примерами молодых звезд, вокруг которых начинают формироваться планетные системы.