При этом - всегда некая дистанция: королева! Не случайно же она так органично, с таким знанием предмета воплощала Анну Австрийскую в сериале о мушкетерах! И уж сколько лет прошло, а те, кто видел, не забудут ее неприступную Катарину в "Укрощении строптивой". Документальный фильм Дениса Клеблеева "Алиса. Волнение" эту дистанцию убирает, королева сцены впустила к себе, и мы увидели, что она действительно близкая и родная. Любит взрослого внука. Привычно рубится в преферанс, много курит, зная, что - вредно. Как всегда, гениально играет свою новую роль прабабки и боится взять на руки правнука - племя младое и уже совсем незнакомое. Сверяет свое расписание с графиком жизни кота. И волнуется, выходя на сцену.
Фильм снят в дни, когда драматург и режиссер Иван Вырыпаев репетировал в БДТ свою пьесу "Волнение". Она о польской писательнице Улье Рихте, эмигрировавшей в США и теперь дающей интервью польскому журналисту, смешивая непривычную ей откровенность с фантазией, реальность - с легендами и мифами, только что явившимися ее воображению. Нам позволяют увидеть рождение чуда, каким является хороший театральный спектакль. Он состоит из элементов столь капризных, непостоянных и подверженных случайностям, что теоретически его не должно быть - но он есть. И мы видим его кухню, его химическую лабораторию, его мастерскую сборки. От читки пьесы и поисков внешнего образа - правильных очков, парика, костюма - до премьеры.
Здесь много необычного. Актриса, как принято говорить, "старой школы" бесстрашно и с явным интересом ныряет в холодные воды "новой драмы", где пьеса представляет собой, в сущности, ее монолог. Привыкшая "обживать" роль, ее "обминать" и осваивать так, что та становится ее собственностью, рождается здесь и сейчас, - на этот раз Алиса Фрейндлих должна запомнить огромный объем текста. Пьеса философская, как бы в жанре интервью великой бунтарки репортеру из "маленькой бедной страны" и, возможно, самая личная у Вырыпаева. Героиня, при всей ее внешней самоуверенности, в смятении, ее монолог сумбурен и более выдает кардиограмму внутренних катастроф, чем логический ход мысли. Ее молодой любовник недавно выпал из окна, и она убеждена, что это падение равно вознесению. Фрейндлих всегда славилась абсолютным знанием своих персонажей, а теперь ее героиня сама ничего о себе не знает, ее природа как бездна, ее невозможно логически объяснить. Судя по манере игры Фрейндлих, да и по тому, как она примеряется к новому для нее образу, это роль для нее как первая, самая трудная и тоже равна прыжку в пропасть - чтобы вознестись к тем счастливым озарениям, какие бывают только в театре. Но пока она "чужая", неподдающаяся, ее еще нужно укротить. Следить за этим процессом - увлекательно и страшно: мы уже так сроднились с этой личностью, что нам тоже жутко думать о том, что завтра премьера, а текст еще не улегся в памяти, да и память уже не та…
В хронике рождения спектакля участвуют худрук Большого Драматического Андрей Могучий, автор пьесы и режиссер Иван Вырыпаев, композитор Антон Батагов, актеры. Интересно следить за тем, на каком внутреннем нерве Вырыпаев, один из остро чувствующих мастеров современного российского театра, ведет читку пьесы, как в ходе споров оттачиваются диалоги, выясняются и проясняются глубинные мотивы слов и поступков, сама философия творческого процесса - работа ювелирная, и картину стоило бы показывать студентам театральных вузов.
Среди создателей фильма и авторов его сценария - внук Алисы Фрейндлих Иван Владимиров, молодой успешный продюсер, несколько лет назад заложивший собственную квартиру, чтобы снять фильм с любимой актрисой "Карп отмороженный". Это благодаря ему нас с вами впустили на кухню ее дома и в таинства ее роли. Домашний фильм, незатейливый, как дневник, и теплый, как объяснение в любви.
Миллионы поклонников таланта Алисы Фрейндлих знают ее по кино и телевизионным ролям. Но она прежде всего театральная актриса, и лучшие ее работы - сценические - знают в основном счастливые петербуржцы. Фильм лишь касается этой "невидимой" для многих стороны светила, спускает нас с небес восхищения на грешную землю театральной повседневности, позволив стать свидетелями рождения чуда. И единственное, о чем жалеешь, - что нам не показали, хотя бы вот так же фрагментарно, итог работы - спектакль, о котором потом говорила вся театральная Россия.
С 8 декабря картину можно смотреть на мультимедийном сервисе Okko.