Работодатель сможет переводить сотрудников на "удаленку" в случае чрезвычайных ситуаций без их согласия, но будет обязан обеспечить необходимым оборудованием или возместить затраты на его приобретение. "Удаленщики" получили и гарантии по оплате труда. В законе прописано, что перевод работника на дистанционную работу не сможет быть основанием для снижения заработной платы.
Отдельно прописано время отдыха удаленных сотрудников - так называемое "право на офлайн". Его нарушение будет расцениваться как сверхурочная работа и оплачиваться соответственно. Как показал опрос Superjob, работать после "звонка" сотрудникам на "удаленке" приходится чаще: среди тех, кто продолжает ходить на работу, каждый пятый никогда не задерживается сверх положенного, а среди дистанционных сотрудников таких 11-12 процентов.
Сотрудники, которых компании вывели на "удаленку" из-за COVID-19, пока не сумели выстроить столь же эффективный баланс работы и личной жизни, как те, кто работал дистанционно и до коронавируса.
Среди россиян, которые сегодня трудятся на "удаленке" из-за COVID-19, личные дела за день успевают сделать 48 процентов, примерно такой же процент и среди работающих в офисе. Среди тех, кто работал на "удаленке" и до пандемии, число респондентов, которые успевают переделать все личные дела за день, гораздо выше - 66 процентов.
"Одной из основных сложностей при переходе на удаленную работу стало смещение баланса работы и личной жизни, - подтверждает управляющий директор по персоналу Lamoda Юлия Демченко. - Границы действительно стираются, это актуально и для сотрудников, и для руководителей. Для сохранения баланса мы стараемся не ставить встречи после рабочих часов, если это не форс-мажор. Проводим образовательные мероприятия о работе со стрессом, здоровом образе жизни, тайм-менеджменте. Сейчас разрабатывается проект цифрового этикета, который поможет дополнительно мотивировать сотрудников к заботе о других при командном взаимодействии и уважению к личному времени коллег".
Ко второй волне пандемии коронавируса большинство компаний успели выстроить эффективные процессы удаленной работы, показало исследование ANCOR. Во многих организациях изменились формат и частота коммуникации: общения между руководителями и подчиненными стало больше, что, в свою очередь, позволило управленцам лучше узнать свою команду. Сотрудники стали более ответственными. "Во-первых, люди освоили новые форматы работы, стали более гибкими. Во-вторых, растущая безработица и конкуренция за рабочие места тоже стимулируют рост ответственности за результат", - рассказал генеральный директор ANCOR Сергей Саликов. Возможность приезжать в офис, по его словам, общаться с коллегами и решать вопросы лично в компаниях приветствуется, а рабочие дни дома в этом случае воспринимаются как приятный бонус.
Бизнесу пришлось оперативно перестраивать организацию рабочих процессов после первой волны самоизоляции, начавшейся в марте. За прошедшие месяцы компании инвестировали в технологии и продумывали логику нового формата работы: распределение рабочих мест в офисе, графики присутствия сотрудников и другие организационные вопросы.
"С момента перехода части сотрудников на удаленный формат работы в нашем банке были введены некоторые инструменты контроля, но больший фокус был сделан на обучение, - рассказала директор по персоналу Московского кредитного банка Алена Ефремова. - В программу корпоративного обучения с марта этого года были включены такие темы, как дистанционное управление сотрудниками, адаптация сотрудника удаленно, предоставление обратной связи сотруднику, работающему удаленно продолжительное время. Для новичков в адаптационный вебинар включен блок по оперативному дистанционному включению в работу. Проводится обучение по управлению стрессом, самоорганизации и тайм-менеджменту при удаленной работе".
По словам Юлии Демченко, в Lamoda не вводили никаких дополнительных инструментов контроля работы сотрудников, однако делились с руководителями рекомендациями, как без потери в качестве управлять командой, находящейся на "удаленке". Согласно опросу, у 90 процентов сотрудников производительность осталась на прежнем уровне или повысилась.
Из-за перехода на удаленную работу в этом году появилась и необходимость прохождения испытательного срока онлайн. По словам рекрутеров, в первую очередь это подходит тем новичкам, задачи которых можно измерить "от и до": руководитель ставит задачу, сотрудник ее выполняет самостоятельно и затем отчитывается о результатах. Преимущество у тех, кто и раньше мог эффективно работать дистанционно: специалисты в IT-области, профессионалы из маркетинга, рекламы, PR, редакторы, журналисты, переводчики, дизайнеры, аналитики.
"Основной залог успешного прохождения испытательного срока в удаленном формате сегодня в большей степени зависит от правильно организованного процесса адаптации новых работников, - полагает генеральный директор международной рекрутинговой компании Hays в России Алексей Штейнгардт. - Сам же сотрудник, если он будет полностью на "удаленке" и для него предусмотрен испытательный срок, должен уточнить цели, задачи, показатели эффективности, процесс взаимодействия с коллегами и руководителями, контрольные точки, наличие наставника или ментора, формы и регулярность отчетов. На самом деле такая же процедура должна быть отлажена и при работе в офисе".
В законе об удаленной работе учитывается, что на дистанционный формат возможно перевести не всех сотрудников. Временное прекращение их работы в случае форс-мажора или объявления режима чрезвычайной ситуации будет расцениваться как простой по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В этот период работники будут получать две трети тарифной ставки.
Поправки в Трудовой кодекс, регулирующие дистанционную работу, вступят в силу с 1 января 2021 года.