Выручка некоторых компаний в некоторых сегментах экономики упала в разы. В этих условиях как никогда актуальной становится поддержка предпринимателей. О том, как государство помогло бизнесу остаться на плаву, и как в такой ситуации должен действовать топ-менеджмент компаний, "РГ" рассказал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
Сергей Николаевич, правительство разработало беспрецедентные меры поддержки бизнеса в период коронакризиса. Каким отраслям благодаря этому удалось выжить?
Сергей Катырин: Правительством были реализованы масштабные пакеты мер поддержки в период пандемии новой коронавирусной инфекции; разработаны Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, рассчитанный на 2020-2021 годы, а также Единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Эксперты ТПП РФ принимали непосредственное участие в подготовке данных документов.
Активную позицию по поддержке предпринимательского сообщества в период пандемии заняли многие субъекты нашей страны, вводившие свои собственные, региональные меры поддержки. К примеру, в Москве было принято четыре масштабных пакета.
Но борьба с пандемией, к сожалению, еще не закончена. Так, буквально на днях опубликовано постановление правительства о продлении на три месяца отсрочки по налогам, авансовым платежам и страховым взносам для пострадавшего из-за пандемии малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей из отдельных пострадавших отраслей.
Одной из наиболее пострадавших сфер, конечно, является туризм. Но в целом массовых банкротств, уходов с рынка, удалось избежать благодаря принятым мерам: льготные кредиты, субсидии, отсрочки по налогам и взносам, включение крупнейших гостиничных сетей в перечень системообразующих организаций и так далее. Была реализована программа туристического кешбэка, предполагающая возврат части денег за купленные по России туры, принято решение о ее продлении до 10 января 2021 года, а также о смягчении ее условий. Сейчас разрабатывается и отдельный национальный проект в сфере туризма.
Какие меры оказались наиболее действенными?
Сергей Катырин: Пример эффективной меры поддержки - программа льготной ипотеки по ставке 6,5 процента. По оценке, объём выданной ипотеки станет рекордным для России и превысит 3,5 триллиона рублей. Этот инструмент поддержал как стройиндустрию, так и смежные секторы промышленности. Программа продлена до середины следующего года.
В числе других мер поддержки бизнеса можно выделить программу ФОТ 2.0, предполагающую возможность списания задолженности в случае сохранения занятости, по которой заключено 221 тысяча кредитных соглашений, выдано более 400 миллиардов рублей.
Объединения предпринимателей в свою очередь тоже направляли в кабмин свои предложения по поддержке бизнеса. Какие из них сработали на благо предпринимательства?
Сергей Катырин: Эксперты ТПП России принимают активное участие в разработке мер поддержки предпринимательского сообщества, а также в подготовке стратегических документов, направленных на преодоление кризисных явлений в краткосрочной перспективе и достижение национальных целей развития в среднесрочной и долгосрочной.
В проект Общенационального плана действий нами был подготовлен пакет мер поддержки из более чем 140 предложений. В частности, мы предлагали расширить перечень видов деятельности для использования патентной системы налогообложения, ввести заявительный порядок для применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории, перенести ввод обязательной маркировки новых видов продукции.
В трудном положении оказались многие сферы, но все ли могут рассчитывать на помощь? Взять пресловутый шоу-бизнес. Многих уже тошнит от их жалоб на нищету. Что, и им государство должно помогать? Тоже ведь предпринимательство...
Сергей Катырин: Кстати, одним же из базовых предложений ТПП России было совершенствование самого процесса определения "пострадавших". Мы продолжаем получать большое количество обращений от региональных палат, от отраслевых союзов и ассоциаций, хозяйствующих субъектов из всех уголков нашей страны, представляющих самые разные сферы и отрасли, поэтому хорошо видим и чувствуем настроения предпринимательского сообщества. Все эти обращения анализируем и направляем в правительство. И надо сказать, что Правительство нас слышит, многие инициативы по поддержке бизнеса находят отражение в издаваемых документах. Приведу несколько примеров.
С самого начала пандемии ТПП РФ выступала за включение деятельности в области СМИ и производства печатной продукции в перечень пострадавших отраслей. Мы рады, что нас услышали, и было подписано соответствующее постановление правительства.
Также ТПП России выступала за распространение на некоммерческие организации антикризисных мер поддержки, аналогичных мерам, предусмотренным для субъектов малого и среднего предпринимательства. Данная инициатива также была реализована правительством.
31 июля нынешнего года президент страны подписал закон о налоговом маневре в IT-сфере, устанавливающий для компаний отрасли одну из самых низких ставок в мире. В минцифры нами был направлен целый пакет предложений по поддержке и развитию компаний и отрасли в целом.
ТПП России выступила одним из инициаторов пересмотра порядка ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. 7 ноября 2020 года вступил в силу соответствующий федеральный закон, который в том числе упрощает предпринимателям возможность вернуться в число субъектов МСП, если они были исключены ранее из реестра.
Какие уроки бизнес должен вынести из коронакризиса?
Сергей Катырин: Каждый предприниматель теперь на собственной шкуре ощутил, насколько полезно наличие финансовой "подушки безопасности". И главный урок, который он вынесет из коронакризиса, будет заключаться в том, что запас прочности необходим всегда. А у более чем 60 процентов предпринимателей к началу пандемии не было накоплений.
Еще один важный урок - это необходимость внедрения цифровых технологий во все сферы жизни. Цифровая трансформация бизнеса назрела давно. Но в период пандемии легче было тем, кто и раньше тратил собственные ресурсы на внедрение цифровых способов ведения бизнеса, организацию бизнес-процессов, позиционирование компании и продукта на электронных площадках.
Китайцы говорят: вторая сторона кризиса - это возможность. Давайте попробуем найти положительную сторону пандемии: какой бизнес в хорошем смысле смог подняться на ее волне?
Сергей Катырин: Да, пандемия неравнозначно повлияла на секторы экономики. Многие отрасли пострадали существенно, кто-то находится на грани выживания, но есть сферы, которых кризис если и коснулся, то минимально или даже способствовал развитию.
К таким отраслям можно отнести: IT-сферу, фармацевтику, производство медицинского оборудования, предприятия легкой промышленности, переквалифицированные под нужды производства средств индивидуальной защиты, сферу онлайн-образования.
Легкая промышленность быстро перестроилась под новые условия. Повышение спроса на маски, перчатки, защитные костюмы и санитайзеры привело к перепрофилированию многих предприятий. Обувные фабрики стали изготавливать средства защиты для врачей (халаты, бахилы, комбинезоны), а парфюмерно-косметические предприятия - антисептики.
В сфере онлайн-образования цифровые платформы и сервисы взяли на себя основную нагрузку в сегментах школьного и дополнительного образования. Онлайн-лектории, виртуальные экскурсии стали в период самоизоляции популярным способом проведения досуга.
Будем надеяться, что уже в следующем году мир справится с пандемией, и наша экономика начнет путь возвращения на мирные рельсы. Пострадавшие отрасли восстановятся, а те, что научились развиваться в кризисных условиях, привнесут в свои стратегии уроки коронакризиса.