Родительские форумы и чаты пестрят сообщениями: современные дети перестали читать книги, мол в библиотеку они не ходят и вообще целыми днями сидят в смартфонах. Так ли это на самом деле? Действительно ли нового Пушкина или Достоевского ждать не стоит? Ученые не так критичны, но отмечают: в эпоху повсеместной цифровизации, учеников окружает огромное количество текстов. Поэтому так важно понимать, какое влияние оказывает на них этот массированный поток информации.
- Мы не только поглощаем тексты, мы и производим их в огромном количестве. История отдельного человека - это всегда история созданных им текстов, - отмечает президент РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко. - Прекрасным материалом для изучения личности являются тексты в социальных сетях. Школьник вступает в общение по определенным правилам, попадает в определенную культуру или субкультуру, читает и пишет постоянно - и так формируются его вкусы и его язык.
Именно влияние интернета и общения, присущего этой среде, вызывает опасения родителей. Классический уже аргумент - "Классику никто не читает"!
Но филологи успокаивают: классика - это хорошо, но и в современный литературный процесс погружаться надо! Есть и классические, и современные произведения, которые несут такие ценности, как доброту, честность, уважение, преданность и даже любовь к Родине. Изменились форматы, и герои стали больше похожи на "цифровое" поколение. А яркие и красочные обложки привлекают детей больше классических коллекционных переплетов.
Специалисты отмечают: формат взаимодействия учителя и учеников через призму цифровых технологий - большой шаг вперед. Но можно ли привить любовь к литературе и творчеству только лишь на дистанционном обучении? Эксперты считают: эта задача кажется почти фантастикой. И речь не о литературном жанре. Учителям нужно успевать объяснять материал удаленно, но детям гораздо сложнее удержать внимание. Нагрузки на детей и учителей возрастают. Зачастую педагог просто не может понять: слушает их ребенок или играет в соседнем "окне".
- Особенно важно сохранить главные для нас мысли и чувства, лучшие практики, которые мы вместе нарабатывали в течение двенадцати лет, продолжить работу с учетом той общей беды, с которой мы столкнулись в этом году. Это и будет средством преодоления той ситуации, в которой все мы находимся, а главное - в которой находятся наши дети, - отметил ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО Сергей Богданов.
Цифровизация дала "вторую жизнь" и классической литературе и искусству. Сегодня крупнейшие музеи мира заняты поиском новых форматов. Доступность интернета сделала его площадкой для размещения не только фейкньюз, но и недостоверной информации об истории, искусстве и литературе, отсюда и возникают все эти разночтения в знаниях школьников.
- Мы спросили школьников, что они ищут в сети, когда изучают творчество писателей. Ответы заставили нас задуматься о том, почему не существует официальных сайтов писателей для детей, и придумать проект, где будут выверены материалы и разумно собрано писательское и филологическое наследие, - объясняет завотделом развития Государственного музея Л.Н. Толстого Фекла Толстая. - Тут важно обратиться именно к современным педагогическим практикам, чтобы опробовать новые методы относительно довольно классического материала.
Какой хотят видеть литературу дети? Школьники образовательного центра "Сириус" и участники международного конкурса юных чтецов "Живая классика", участвующие в опросе, ответили:
- заходя на официальный сайт писателя, они хотят получать анимированную информацию о его биографии, интересных фактах из жизни, местах и людях, связанных с ним.
- хотят иметь доступ к аудиоверсии и краткому пересказу произведений, видеть цитаты из них в современных мультимедийных форматах.
- не хотят слушать часовые лекции: им интересны пятиминутные версии и сочинения олимпиадников с комментариями, почему это хорошо.
- школьники предлагают на сайте, посвященном Льву Толстому, создать бота Толстого и его жены, которые будут помогать разобраться в материале.
- за свои успехи в изучении материала дети хотят получать бонусы в виде толстовки или футболки с официальным мерчем.
- Мы живем в эпоху трансмедиа и школьники, не зная этого слова, мыслят чаще всего трансмедийно и относятся к тексту именно как люди эпохи трансмедиа. Им интересны истории, рассказанные посредством множества различных медиаформ, то есть находящие продолжения в других форматах: видеоигре, картине, блоге. - объясняет литературовед Александр Архангельский. - Это, конечно, меняет наше отношение не просто к тексту, но и к границам любого текста, потому что на разных платформах история не повторяется буквально. Текст потенциально никогда не заканчивается, он может ожить в анимированной реальности, образ героя - оторваться от сюжета и зажить в киноромане. У нас появились цифровые возможности, которые мы как правило используем чисто технологически, а гораздо интереснее и эффективнее для школьника вести диалог с текстом и автором изнутри своей эпохи и опыта в новом формате.
Ранее кандидат филологических наук, автор учебников по литературе Ирина Мурзак предложила убрать некоторые тексты из школьной программы. Речь идет о больших романах "Война и мир", "Тихий Дон", которые дети почти не читают. По ее словам, совершенно легко можно заменить "Войну и мир", например, на "Детство", "Отрочество", "Юность" и "Отца Сергия", и с этими текстами детально работать. А "Войну и мир" давать обзорно. Филолог утверждает, что педагоги практически не используют новых методик при изучении "Войны и мира". Канон анализа текста сложился еще в прошлом веке. Поэтому школьники используют готовые анализы "Войны и мира", найденные в интернете, и не получают удовольствия от чтения.
- Мнение о том, что нужно сократить некоторые произведения классической литературы в школьной программе, мягко говоря, не очевидное и достаточно спорное. Особенно если учесть замечательные проекты, реализуемые Феклой Толстой по созданию виртуального мира знаменитого романа Л.Н. Толстого. Книги не утратили своей актуальности. Сегодняшняя цифровая реальность требует других подходов и форматов в преподнесении материала, - комментирует ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО Сергей Богданов.