Поволжье представлено городецкими пряниками, орскими пирожками с ливером, халяльными продуктами из Татарстана. Абсолютным рекордсменом по числу поданных заявок стал Башкортостан - 26 региональных брендов - хватит, чтобы накрыть праздничный стол. В меню, помимо известного башкирского меда, будут гусь, сыры, вяленое мясо и даже филе страуса. А по бокалам разольют безалкогольную медовуху.
Пожалуй, самый редкий фермерский продукт да к тому же с экспортным потенциалом предложило малое предприятие из Пензы. Это кленовый сироп, который используется в качестве сладкого соуса и кондитерской добавки. Для производства одного литра сиропа требуется сварить 65 литров свежего весеннего кленового сока, причем обязательно в дровяной печи. Из леса сырье доставляется по трубам, общая длина которых 150 километров ("Роща прокормит" - "Экономика Приволжья" от 24 сентября 2019 года).
- Мы собираем сок с 20 тысяч кленов, для деревьев канадская технология совершенно безвредна, - заверяет производитель кленового сиропа Иван Меркулов. - Первичная переработка происходит прямо в лесу, а от момента выхода сока из дерева до готовности сиропа проходит всего несколько часов. Продаем продукт через свой интернет-магазин, а также поставляем его в федеральные сети здорового питания и транснациональные интернет-магазины.
Большинство фермерских продуктов - товар сезонный. Тот же кленовый сироп можно заготавливать только четыре недели в году, весной. Поэтому поставки его на рынок очень неравномерны. К тому же натуральные продукты имеют короткий срок годности. Все это создает дополнительные барьеры в продвижении на рынок.
- Благодаря таким конкурсам регионы могут продвигать свои товары, делать их популярными не только среди обычных покупателей. Кафе и рестораны наряду с полками супермаркетов являются важнейшим каналом сбыта фермерской продукции, - считает советник министра сельского хозяйства РФ Юрий Косован.
Эксперты "Россельхозбанка", который специализируется на выдаче кредитов фермерам, назвали самые перспективные направления работы КФХ - это выращивание плодов и ягод, разведение кроликов и другие нишевые мясные продукты, а также переработка молочной продукции.
- Эти сегменты характеризуются пока что небольшой долей на рынке, но стабильно высокими темпами прироста. Так, в плодово-ягодной отрасли доля фермеров пока что составляет 3-9 процентов, однако объемы производства и сбыта продукции увеличиваются со среднегодовым темпом в 17 процентов, - говорит руководитель Центра отраслевой экспертизы банка Андрей Дальнов. - Если в производстве зерновых и масличных драйвером выступает рост экспорта, то в производстве овощей - потребление на внутреннем рынке. Базовые потребности в пищевых продуктах удовлетворены, поэтому сейчас покупатель ориентируется на состав, регион происхождения, пищевую ценность товара, старается разнообразить ассортимент. Это создает благоприятные предпосылки для развития фермерского овощеводства и молочного производства.
Исторически сильны фермерские хозяйства в выращивании бахчевых - 34 процента в общем объем производства этих культур в стране, зерновых - 29 процентов, масличных - 31 процент.
- Гибкость малого и среднего бизнеса позволяет занимать ниши, которые менее интересны для крупных холдингов. Совокупность этих причин при сохранении активной поддержки фермеров со стороны государства позволяет прогнозировать укрепление роли небольших сельхозпроизводителей, - считает Андрей Дальнов.
Кстати, по данным банковских аналитиков, ПФО не вошел в число лидеров среди округов России по объемам производимой фермерами сельхозпродукции. Так, в стоимостном выражении больше всех производят фермерские хозяйства Краснодарского края - 87 миллиардов рублей и Ростовской области - 78 миллиардов рублей (по данным за 2019 год). Для сравнения, в Северо-Западном федеральном округе объемы производства фермерской продукции составляют всего 13 миллиардов рублей. Хотя в ряде регионов КФХ уже обеспечивают до половины всей продукции АПК, например в Саратовской области на долю фермеров приходится 32 процента.