Московская и Санкт-Петербургская агломерации продолжают активно развиваться, что требует своевременного и стратегически выверенного развития транспортной инфраструктуры, прежде всего железнодорожной. Мировой опыт свидетельствует о том же.
Проблемами города на Неве являются пробки на дорогах и загруженность метро. Решить их может интеграция ж/д сообщения в систему общественного транспорта. Так, строительство двух пассажирских полуколец предусмотрено концепцией РЖД по развитию петербургского транспортного узла. Весной ее согласовал Смольный, а в сентябре расширен круг задач рабочей группы, занимающейся проектом. Постановление об этом подписал губернатор Александр Беглов.
"Также нами совместно с правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области сформирована Комплексная программа развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла и прилегающих территорий, - сообщил замгендиректора ОАО "РЖД" Олег Тони. - Данной программой с учетом мероприятий концепции предусмотрено развитие прилегающей автодорожной инфраструктуры, строительство транспортно-пересадочных узлов и автодорожных путепроводов в местах пересечения с железной дорогой".
Главная задача - развитие внутригородских пассажирских перевозок. К 2025 году планируется вывести из города транзитные грузовые потоки, идущие в близлежащие порты - Питер остается для России "окном в Европу". Это положительно отразится и на экологической обстановке, что, по словам Олега Тони, важно для РЖД как социально ответственной компании. К 2030 году построят платформы и пересадки на метро, пустят электричку по маршрутам Ораниенбаум - Пулково - Белоостров и Гатчина - Балтийская - Лигово - Волковская - Токсово. К слову, недавно Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на ПСД для строительства ж/д платформы остановочного пункта "Новая Лахта" в Приморском районе Питера. Ранее началось проектирование транспортно-пересадочного узла для Сертолово.
Движение будет тактовым, поезда будут ходить по расписанию, с небольшим интервалом. Горожане смогут планировать свой график, не боясь опозданий, станут мобильнее. Подобная концепция реализуется в Москве, где построены МЦК и МЦД: ж/д успешно интегрирована в систему общественного транспорта. Значительно возрос пассажиропоток, сократилось время в пути, а поездки обходятся недорого. В Северной столице это еще предстоит сделать. Москва опережает Питер, но и ж/д системы этих агломераций отличаются. Столица развивается "по окружности", и ее радиально-кольцевое движение позволило органично вписать городские электрички в общую инфраструктуру. В Санкт-Петербурге, по словам профессора Виталия Зенцова, много лет проработавшего зампредом горкомитета по градостроительству и архитектуре, иная ситуация сложилась исторически - ж/д ветки упирались в тупики.
- В советское время ж/д транспортом в городе перевозилось 2-2,5 % пассажиров, хотя сеть была достаточно протяженной, - рассказал Зенцов. - В сфере пассажирских перевозок она использовалась неэффективно.
По его словам, над этим всерьез задумались в 1970-х, причем идею вынашивали энтузиасты. Официальные попытки перестроить сеть пришлись на 1980-е, когда вопрос обсуждался на уровне руководства города и железной дороги. Ведущие специалисты подготовили проектные решения. Предлагалось построить кольцо, но от этой идеи отказались, а в 90-е проект отложили.
Концепция РЖД дает городу второй шанс на создание эффективной транспортной инфраструктуры. Много лет ресурсом повышения пассажиропотока считалось строительство автодорог, чем в Питере активно занимаются. Но глобально этим проблему не решить - появление новых дорог способствует росту числа автомобилей.
- Это такая бесконечная гонка, которая ведет в никуда жителей крупных городов, - говорит Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры. - Только общественный транспорт способен решить проблему.
Новая концепция сводится к следующему: большую часть грузоперевозок уберут из центра города и перенесут в пригороды, где находится вся портовая инфраструктура. Это даст пространство и возможности для развития пассажирского транспорта по аналогии с МЦК и МЦД Московского узла.
- Строительство пассажирских веток решит несколько вопросов, - считает Владимир Косой. - Связав полукольцами Ораниенбаум с Белоостровом и Гатчину с Всеволожском, мы обеспечим быстроразвивающиеся пригороды хорошей связью с центром агломерации.
Городская электричка будет заведена в промышленные зоны Санкт-Петербурга, что даст толчок их развитию. Они будут создаваться как новые зоны расселения, причем ускоренными темпами. Планируемое увеличение количества поездов из Санкт-Петербурга в города-спутники повысит интенсивность пассажиропотока и уровень доступности любой точки агломерации. Для ряда районов это жизненно важно. Так, в Пулково сейчас можно добраться только на автотранспорте. Электричка заметно улучшит жизнь горожан.
Эти решения, по мнению Владимира Косого, эффективны еще и потому, что переориентация железной дороги на пассажирские перевозки существенно дешевле, чем, допустим, прокладка глубоких линий метро. То есть это ко всему прочему еще и достаточно экономичная концепция по сравнению с альтернативными проектами.