08.12.2020 09:21
Поделиться

В России разработали рекомендации по подготовке специалистов для арктических территорий

Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года подписал в октябре 2020 года президент страны Владимир Путин. Минвостокразвития подготовило проект распоряжения правительства РФ об утверждении единого плана мероприятий по реализации арктической стратегии.
Архив Петрозаводского университета

По словам Александра Крутикова, первого заместителя министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, реализация мероприятий позволит перевести экономику арктических регионов на новый уровень, существенно улучшить транспортную и социальную инфраструктуру. Но для реализации этих амбициозных планов нужны квалифицированные кадры. Есть ли они, как в их подготовке участвуют колледжи и вузы арктических регионов?

Эти вопросы по заказу Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике изучали специалисты Петрозаводского государственного университета совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М. В. Ломоносова.

Сегодня в Российской Арктике проживает 2,5 миллиона человек, в экономике заняты 1,3 миллиона, в том числе 208 тысяч (15 процентов) работают вахтовым методом. Согласно результатам исследования, в Арктике к 2035 году должны появиться дополнительно 182,4 тысячи новых рабочих мест, более всего в Мурманской области, в арктических муниципалитетах Красноярского края и Архангельской области в обрабатывающей, добывающей, строительной и транспортной областях.

- Первоочередная задача исследования состояла в разработке показателей кадровой потребности экономики арктических территорий на период до 2035 года и источников ее покрытия. Достаточно ли для этого выпускников колледжей и вузов или нужны более массовые объемы обучаемых специалистов? Уникальность проекта состоит в высокой детализации - до уровня муниципальных образований арктических регионов, профессий в экономике, направлений подготовки специальностей в образовании, - оценивает проведенную работу Иван Ефимов, заместитель генерального директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике.

На втором этапе исследования ученые проанализировали соответствие подготовки кадров потребностям в трудовых ресурсах работодателей, осуществляющих свою деятельность в Арктической зоне РФ. Задействованы все 74 муниципальных образования девяти арктических субъектов. В опросе приняли участие 3403 арктические организации, в которых трудятся 69,2 процента работников социальной сферы и 59,3 - реального сектора экономики. Результаты опроса и экономико-математического моделирования позволили показать в цифрах, где и сколько дополнительно потребуется рабочих рук и по каким профессиям и секторам экономики.

Как отметил первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, такая глобальная задача была решена впервые. Ученые собирали информацию буквально по каждой профессии, отрасли, территории. И выяснилось, что на всех арктических территориях не хватает рабочих рук из числа местного населения. В ЯНАО больше, в Карелии, например, меньше. И это одна из серьезных проблем.

- Но почему так происходит?

- Одной из причин является недостаточность объемов подготовки специалистов системой профессионального образования на арктических территориях. Вузы и колледжи арктических территорий могут принять на обучение всего 59 процентов выпускников школ. Исключением является Архангельская область, где ситуация стабильная, присутствуют и колледжи, и выпускники 9-х и 11-х классов учатся дома и здесь же остаются. А в Мурманской области, наоборот, недостаточный объем подготовки. Выпускники вынуждены уезжать учиться в другие города и потом уже не возвращаются. Так же и в арктических муниципалитетах Карелии. В Лоухах, Беломорске, Кеми нет ни одного колледжа. Ни в одном из шести арктических регионов Карелии нет даже филиала высшего учебного заведения. И на других арктических территориях картина примерно такая же. Назову такую цифру: за последние 15 лет число студентов в арктических регионах уменьшилось в четыре раза. А колледж, вуз - это центр, вокруг которого может строиться жизнь. И не только образовательная, но и культурная. И молодежь туда потянется, и инициативу проявит, и бизнес там может развиться, - комментирует руководитель исследования доктор физико-математических наук профессор Петрозаводского университета Валерий Гуртов.

Более того, количество приемных мест в учебных заведениях, куда могут поступать выпускники школ на своих родных территориях, также в два раза ниже, чем в среднем по России. Поэтому, делают выводы ученые в исследовании, для достижения запланированных показателей развития Арктики необходимо развивать сеть образовательных организаций, колледжей, вузов и их филиалов. Только так можно если не изменить ситуацию кардинально, то хотя бы существенно улучшить.

- Каково значение вашего исследования на перспективу?

- Предварительный анализ показывает, что только половина ежегодной дополнительной кадровой потребности экономики арктических территорий покрывается за счет подготовки кадров в региональных системах профобразования. Уровень этого покрытия различается для разных отраслей экономики и социальной сферы. Корректно же сформированные показатели кадровой потребности позволят работодателям и органам власти арктических регионов выбирать стратегию кадрового обеспечения: либо развивать региональные системы образования, либо систему целевого обучения, либо систему вахтового метода труда, - отметил Валерий Гуртов.