По словам Александра Крутикова, первого заместителя министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, реализация мероприятий позволит перевести экономику арктических регионов на новый уровень, существенно улучшить транспортную и социальную инфраструктуру. Но для реализации этих амбициозных планов нужны квалифицированные кадры. Есть ли они, как в их подготовке участвуют колледжи и вузы арктических регионов?
Эти вопросы по заказу Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике изучали специалисты Петрозаводского государственного университета совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М. В. Ломоносова.
Сегодня в Российской Арктике проживает 2,5 миллиона человек, в экономике заняты 1,3 миллиона, в том числе 208 тысяч (15 процентов) работают вахтовым методом. Согласно результатам исследования, в Арктике к 2035 году должны появиться дополнительно 182,4 тысячи новых рабочих мест, более всего в Мурманской области, в арктических муниципалитетах Красноярского края и Архангельской области в обрабатывающей, добывающей, строительной и транспортной областях.
- Первоочередная задача исследования состояла в разработке показателей кадровой потребности экономики арктических территорий на период до 2035 года и источников ее покрытия. Достаточно ли для этого выпускников колледжей и вузов или нужны более массовые объемы обучаемых специалистов? Уникальность проекта состоит в высокой детализации - до уровня муниципальных образований арктических регионов, профессий в экономике, направлений подготовки специальностей в образовании, - оценивает проведенную работу Иван Ефимов, заместитель генерального директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике.
На втором этапе исследования ученые проанализировали соответствие подготовки кадров потребностям в трудовых ресурсах работодателей, осуществляющих свою деятельность в Арктической зоне РФ. Задействованы все 74 муниципальных образования девяти арктических субъектов. В опросе приняли участие 3403 арктические организации, в которых трудятся 69,2 процента работников социальной сферы и 59,3 - реального сектора экономики. Результаты опроса и экономико-математического моделирования позволили показать в цифрах, где и сколько дополнительно потребуется рабочих рук и по каким профессиям и секторам экономики.
Как отметил первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, такая глобальная задача была решена впервые. Ученые собирали информацию буквально по каждой профессии, отрасли, территории. И выяснилось, что на всех арктических территориях не хватает рабочих рук из числа местного населения. В ЯНАО больше, в Карелии, например, меньше. И это одна из серьезных проблем.
- Но почему так происходит?
- Одной из причин является недостаточность объемов подготовки специалистов системой профессионального образования на арктических территориях. Вузы и колледжи арктических территорий могут принять на обучение всего 59 процентов выпускников школ. Исключением является Архангельская область, где ситуация стабильная, присутствуют и колледжи, и выпускники 9-х и 11-х классов учатся дома и здесь же остаются. А в Мурманской области, наоборот, недостаточный объем подготовки. Выпускники вынуждены уезжать учиться в другие города и потом уже не возвращаются. Так же и в арктических муниципалитетах Карелии. В Лоухах, Беломорске, Кеми нет ни одного колледжа. Ни в одном из шести арктических регионов Карелии нет даже филиала высшего учебного заведения. И на других арктических территориях картина примерно такая же. Назову такую цифру: за последние 15 лет число студентов в арктических регионах уменьшилось в четыре раза. А колледж, вуз - это центр, вокруг которого может строиться жизнь. И не только образовательная, но и культурная. И молодежь туда потянется, и инициативу проявит, и бизнес там может развиться, - комментирует руководитель исследования доктор физико-математических наук профессор Петрозаводского университета Валерий Гуртов.
Более того, количество приемных мест в учебных заведениях, куда могут поступать выпускники школ на своих родных территориях, также в два раза ниже, чем в среднем по России. Поэтому, делают выводы ученые в исследовании, для достижения запланированных показателей развития Арктики необходимо развивать сеть образовательных организаций, колледжей, вузов и их филиалов. Только так можно если не изменить ситуацию кардинально, то хотя бы существенно улучшить.
- Каково значение вашего исследования на перспективу?
- Предварительный анализ показывает, что только половина ежегодной дополнительной кадровой потребности экономики арктических территорий покрывается за счет подготовки кадров в региональных системах профобразования. Уровень этого покрытия различается для разных отраслей экономики и социальной сферы. Корректно же сформированные показатели кадровой потребности позволят работодателям и органам власти арктических регионов выбирать стратегию кадрового обеспечения: либо развивать региональные системы образования, либо систему целевого обучения, либо систему вахтового метода труда, - отметил Валерий Гуртов.