Поделиться

    В трех регионах Северо-Запада протестируют закон о госсоцзаказе

    Закон о государственном социальном заказе, которого давно ждали и поставщики, и потребители социальных услуг, наконец-то заработал. Правда, пока не во всей стране, а на территории 16 пилотных регионов. В этот список вошли три субъекта СЗФО: Санкт-Петербург, Калининградская и Новгородская области. По мнению экспертов, документ действительно уберет множество барьеров, сдерживающих выход предпринимателей и некоммерческих организаций (НКО) на рынок соцуслуг. Однако важно учесть подводные камни при утверждении регламентов на местах.


    Льготник проголосует рублем

    В законе прописаны два новых механизма организации социальных услуг - конкурсы и социальные сертификаты. В первом случае местные власти выберут исполнителей среди бюджетных и внебюджетных организаций на конкурентной основе. Во втором случае голосовать будут получатели услуг, оформившие специальные сертификаты. Они смогут сами обратиться в учреждение, в том числе частное, а бюджетные деньги последуют за льготниками.

    Вообще-то внебюджетные структуры могли помогать гражданам получать компенсации из казны и раньше. Для этого они должны были войти в специальный реестр поставщиков социальных услуг и заключить соглашение с местными властями. Такой механизм прописан в федеральном законе об основах социального обслуживания граждан, заработавшем в 2015 году. А в 2017 году парламентарии узаконили статус некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ).

    Однако решение, привлекать или не привлекать помощников, все равно оставалось за местными властями. Так, в ряде субъектов РФ разработали несправедливые тарифы, оценив работу внебюджетных организаций в несколько раз дешевле аналогичной работы бюджетных учреждений.

    Сейчас правила игры утвердили на федеральном уровне. Отдельные пункты посвящены финансовым взаимоотношениям с поставщиками услуг. В новом документе четко говорится: объем субсидии, предоставляемой негосударственной организации, определяется в соответствии с нормативными затратами. Они не могут быть ниже нормативных затрат на оказание аналогичных услуг в рамках государственного или муниципального задания.

    - Однако в некоторых регионах тарифы для бюджетных поставщиков не соответствуют реальным затратам, связанным с оказанием услуги, - комментирует ситуацию эксперт Общественной палаты РФ и фонда "Наше будущее", член Экспертного совета по развитию социального предпринимательства Госдумы РФ Анна Хрястунова. - И если казенные учреждения могут работать в минус, получая дополнительную поддержку из бюджета, компенсации для внебюджетных организаций все же следует рассчитывать на основании рыночной стоимости услуг. Есть еще один важный момент. Юридическим лицам для включения в реестр исполнителей услуг по социальному сертификату необходимо подать заявку. А некоммерческие организации, ранее получившие статус ИОПУ, попадают в реестр автоматически. Мне кажется, такой порядок не совсем справедлив по отношению к субъектам бизнеса.

    Помощь помогающим

    Федеральный центр решит вопрос об объеме бюджетных средств, которые направят на финансовое обеспечение социальных услуг в пилотных субъектах РФ, до конца текущего года. Новые правила распространяются на шесть социальных сфер. Это паллиативная медицинская помощь, развитие туристской индустрии, спортивная подготовка, содействие занятости населения, социальное обслуживание граждан (за исключением стационаров) и санаторно-курортное лечение (за исключением услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи).

    Среди потенциальных участников эксперимента - калининградский благотворительный центр "Верю в чудо". Эта организация несколько лет на благотворительной основе оказывает паллиативную помощь неизлечимо больным детям, занимается психолого-социальной реабилитацией семей с детьми, пережившими онкологические и другие жизнеугрожающие заболевания.

    В ряде субъектов РФ разработали несправедливые тарифы, оценив работу внебюджетных организаций в несколько раз дешевле аналогичной работы бюджетных учреждений

    - Наш центр вошел в реестр поставщиков социальных услуг в 2018 году, тогда же региональные власти разработали для нас тарифы, - рассказывает соучредитель и директор "Верю в чудо" София Лагутинская. - Следующим этапом должно было стать заключение соглашения. Но процесс затянулся, в том числе, возможно, из-за отсутствия четких правил игры. Надеемся, федеральный закон о государственном социальном заказе придаст этой работе новый импульс. В первом квартале следующего года мы планируем обратиться в калининградское правительство, запросить информацию о порядке участия в конкурсах, о порядке формирования реестра исполнителей услуг по социальному сертификату. Если удастся получить компенсации из бюджета, это будет крайне актуально для нашего центра. В текущем году из-за ограничений мы не смогли провести все запланированные благотворительные мероприятия, сократился и объем пожертвований, поступающих через интернет.

    Контракт для малоимущих

    У новгородских предпринимателей уже есть опыт работы с бюджетными сертификатами. В 2020-м в регионе начал действовать областной закон о государственной социальной помощи на основании социального контракта. Этот документ среди прочего позволяет малоимущим новгородцам получить дополнительное образование в негосударственных учреждениях. Затем региональная казна выплачивает компенсации поставщикам услуг.

    - Благодаря механизму социальных контрактов мы обучили десять человек, - рассказывает руководитель частного образовательного центра, член Союза предпринимателей Новгородской области Юлия Ротанова. - Новшество оказалось актуальным и для граждан, которые смогли бесплатно пройти обучение по индивидуальной программе, и для нас. Ведь клиенты-предприниматели в этом году не готовы были тратить деньги на повышение квалификации сотрудников.

    Следует отметить, что новгородская программа сертификатов не предусматривает авансирования. Все затраты ложатся на образовательные организации, и только по завершении обучения исполнители получают бюджетные деньги. Поэтому механизм не подходит учреждениям, не имеющим стартовых финансовых ресурсов.

    - Так или иначе, возможность оказывать новгородцам социальные услуги позволила нашему центру завершить год без существенных финансовых потерь, сохранить штат, - продолжает Юлия Ротанова. - Если благодаря новому федеральному закону на рынок образовательных услуг, направленных на содействие занятости населения, придут еще и федеральные средства, мы с радостью за них поборемся. Главное, чтобы не было ограничительных условий, чтобы малые предприятия могли принимать участие в новых конкурсных процедурах наравне с крупными образовательными учреждениями.

    По мнению Анны Хрястуновой, реформа оставляет регионам возможности для лоббирования интересов государственных поставщиков в рамках конкурсов. Система сертификатов более прозрачна, поскольку она оставляет выбор за потребителем. Но, изучив закон, эксперт не нашла положений, обязывающих субъекты РФ внедрять именно систему сертификатов.

    - Если я правильно понимаю, у пилотных территорий будет выбор между двумя новыми механизмами. Думаю, в перспективе закон будет совершенствоваться и этот момент необходимо учесть. Кроме того, очень важно включить в эксперимент сферу культуры, поскорее распространить методические и информационные разъяснения для поставщиков услуг. В целом же реформу я оцениваю очень позитивно. Это важный первый шаг к развитию конкуренции на рынке социальных услуг, повышению их качества. Надеюсь, в ближайшем будущем список пилотных регионов будет расширен, - подводит итог Анна Хрястунова.

    Поделиться