Старинный двухэтажный дом по адресу: Бабушкин взвоз, 12А, участники общественного движения "Том Сойер Фест" восстанавливают уже два года. Здесь в квартире на втором этаже почти около двух десятков лет жил известный скульптор Александр Кибальников, автор мемориального комплекса в Брестской крепости и многих памятников в Москве, Саратове и других городах. Здание сохраняет облик старого города, но статуса памятника истории и культуры у него нет. За два сезона волонтеры укрепили фундамент дома, перекрыли крышу пристройки, восстановили разрушенную кирпичную кладку фасада.
- По смете стоимость строительных материалов составила 250 тысяч рублей. Чаще всего нам оказывают помощь стройматериалами. Например, компания из Санкт-Петербурга прислала известковый раствор специально для реставрационных работ, - рассказывает координатор проекта Николай Зайченко.
Разрушение дома удалось предотвратить, сейчас остались второстепенные работы, например, восстановление лепнины вокруг окон. Кроме того, комиссия по монументальному искусству при администрации Саратова прошлым летом поддержала инициативу волонтеров установить здесь мемориальную доску скульптору Александру Кибальникову.
Как объяснили корреспонденту "РГ" в "Том Сойер Фесте", когда два года назад начинались работы, их организаторы встретились с руководством Волжского района. Тогда чиновники подтвердили, что дом сносить не собираются. Тем не менее в этом году здание... признали аварийным.
"Решение главы города о сносе дома не только уничтожает бескорыстный труд волонтеров... уничтожается и само культурно-историческое наследие и память о знаменитом саратовце", - написал один из организаторов "Том Сойер Феста" и руководитель общественной организации "Жить здесь" Александр Ермишин.
Волонтеры отправили открытое письмо министру культуры РФ Ольге Любимовой, просят ее вмешаться в ситуацию и помочь сохранить старинный дом.
Как объясняет глава администрации Волжского района Саратова Владимир Томашенцев, решение о признании дома аварийным было принято на основании заключения экспертизы, проведенной ООО ФКС. Эксперты посчитали, что износ дома составляет 70 процентов.
По словам чиновника, есть два варианта дальнейшей судьбы здания: либо расселение и снос, либо приватизация и использование его в дальнейшем в качестве нежилого помещения.
У общественников степень износа, которую якобы установили эксперты, вызывает сомнения. Экспертизу провели еще в апреле этого года, а летом восстановление дома было продолжено. В заключении фигурируют фотографии, на которых дом не соответствует нынешнему своему состоянию.
- Мы этих экспертов вообще не видели. Наш дом не является аварийным, поскольку нет деформации стен и фундамента, но хотя мы и благодарны "Том Сойер Фесту" за все, что они сделали, обращаться в суд и добиваться отмены решения комиссии я не стану, - говорит один из жильцов дома Владимир Краков.
Свою позицию житель Саратова объясняет тем, что у него уже нет больше сил и желания заниматься решением коммунальных проблем в старом доме. Здесь два месяца не было воды, жильцам самостоятельно приходится прочищать канализацию, поскольку ни в администрации, ни в коммунальной организации планы ее устройства не сохранились, а восстановить освещение помогли активисты того же "Том Сойер Феста". Соседи Владимира, по его словам, также сразу заявили, что согласны на переезд.
Не всегда собственники старого жилфонда проявляют такую покладистость. Например, сейчас идет судебное разбирательство по дому на улице Белоглинской, 20. Предприниматель Юрий Курбатов, которому в этом доме принадлежит ряд помещений, после того как вложил в ремонт и обустройство здания значительные средства, узнал, что оно признано аварийным и подлежит сносу. Основанием послужила экспертиза инженерно-технической компании "Феникс" аж из Магнитогорска. При знакомстве с этим документом у саратовских специалистов, к которым обратился собственник, возникли сомнения, что эксперты с Урала осматривали дом. В заключении говорится о трещинах в отмостке, прогибе стен и цоколя. На самом деле все это в доме в нормальном состоянии. Также нет здесь и покосившихся оконных проемов, о которых идет речь в заключении экспертизы, в окнах давно стоят стеклопакеты. Примечательно, что к заключению экспертов не прилагается ни одной фотографии. Тем не менее именно эту сомнительную экспертизу судья Саратовского арбитражного суда Диана Мамяшева положила в основу своего решения. Новую экспертизу судья назначить не захотела и в иске предпринимателю отказала. Курбатов это решение обжаловал. Между тем изготовление подобных экспертиз, судя по всему, поставлено на поток.
Как сообщил корреспонденту "РГ" председатель Градозащитного общественного совета при Саратовской областной думе, журналист и краевед Алексей Голицын, у него имеются копии десятка экспертных заключений, сделанных "Фениксом" и еще одной магнитогорской организацией. А по данным журналистов саратовского портала "Бизнес Вектор", "Феникс" успел обследовать только в Саратове и Энгельсе за два последних года около сорока домов.
- Мягко говоря, возникает сомнение в добросовестности людей, которые готовили эти документы, все они сделаны как под копирку, - рассказывает Алексей Голицын.
По мнению председателя градозащитного совета, к сносу чиновники готовят ряд домов, которые не выглядят развалюхами, зато находятся на очень выгодных для застройщиков местах, например, в самом центре "саратовского Арбата" - проспекта Кирова. Как считает общественник, если этот процесс не остановить, "однажды мы проснемся в совсем другом городе".
В конце ноября градозащитный совет предложил установить в Саратове временный мораторий на снос аварийных домов, чтобы рассмотреть индивидуально каждое из "приговоренных" зданий и выработать нормальный механизм для этого процесса.
Например, блогер Денис Жабкин предложил публиковать результаты экспертиз заранее до заседания комиссии, не засекречивать их от жильцов и общественности, как это происходит сейчас.
В мэрии идею общественников о моратории не поддержали. Как считает глава Саратова Михаил Исаев, "не нужно бросаться из крайности в крайность", необходимо обеспечить возможность саратовцам, проживающим в аварийных домах, переехать в новое жилье по программе переселения. Кроме того, как заявил градоначальник, земельные участки, освободившиеся от расселения, по закону можно использовать только под муниципальные нужды - строительство соцобъектов и обустройство зон отдыха. Процедуру признания жилья аварийным мэр считает вполне прозрачной, поскольку в комиссии участвуют представители разных ведомств. Михаил Исаев сообщил, что готов пригласить туда и представителей градозащитного совета. Ситуацию с домом скульптора Кибальникова мэр назвал "исключительным случаем". Проблему достоверности проведенных иногородними организациями экспертиз чиновник дипломатично обошел.
- В последнее время в среде архитекторов, урбанистов и общественников Саратова бытует мнение, что имеется некий злой умысел освободить земельные участки в центре города. Заявляю открыто: это не так! - сообщил глава города.
Как выразился мэр, "застройка центра высотками - это миф". Но спорить здесь просто не о чем. Михаилу Исаеву достаточно пройтись по Саратову или даже просто посмотреть в окно своего кабинета, чтобы убедиться, что этот миф уже давно стал печальной реальностью.
Александр Кибальников - известный скульптор, народный художник СССР, один из авторов мемориального комплекса в Брестской крепости, памятников Маяковскому и Третьякову в Москве, Есенину в Рязани, Чернышевскому, Радищеву, Ленину и Федину в Саратове.
В доме на Бабушкином взвозе скульптор прожил около двух десятков лет, с начала 30-х и до начала 50-х годов прошлого столетия. Как рассказал Николай Зайченко, в доме жили родители жены скульптора, эту квартиру теща художника получила как участница гражданской войны.