Идея увековечить память воинов-оленеводов высказывалась еще в 90-е годы минувшего столетия Ниной Афанасьевой, которая в то время возглавляла Ассоциацию кольских саамов - коренных жителей Кольского полуострова.
На создание памятника правительство Мурманской области выделило грант. Одно из крупных промышленных предприятий региона профинансировало разработку проектно-сметной документации и оказало поддержку в изготовлении памятника.
Во время Великой Отечественной войны впервые в истории длительные боевые действия велись в условиях Крайнего Севера крупными массами войск. На линии фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых. Но ни грузовики, ни тракторы, ни гужевые повозки не могли передвигаться из-за глубокого снега и отсутствия дорог. В этих условиях командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант Фролов отдал приказ о формировании армейских оленьих транспортов.
Выгоды оленьей упряжки были неоспоримы. Северный олень неприхотлив к пище, не требует специального ухода, сам добывает себе корм. И в тундре, и в лесу он всегда найдет себе пропитание - серебристый ягель. Олень никогда не нарушит тишины - даже раненый, он не издает ни звука. Кроме того, ни одно крупное упряжное животное не сможет преодолеть большое расстояние по снежной целине, за исключением северного оленя, который мог пробежать по зимней тундре до 80 километров за сутки.
В ноябре 1941 года для 14-й армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении, оленеводы сформировали первые три транспорта, состоявшие целиком из оленьих упряжек. Каждый из таких транспортов обслуживали 154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов, 15 оленегонных собак, 76 легких нарт, 270 грузовых нарт. В последующее время было создано еще четыре транспорта. Всего за годы войны оленеводы села Ловозеро Мурманской области передали армии 5900 транспортных оленей, 1600 комплектов упряжи к ним, 1119 нарт. Также на фронт ушли несколько оленетранспортных батальона из Ненецкого автономного округа и Коми АССР.
Задачей этих подразделений была доставка на передовую фронта груза, в том числе продовольствия, оружия и снарядов. Они также вывозили сбитые самолеты, перевозили раненных, участвовали в разведывательных и диверсионных операциях. С помощью оленей с линии фронта и из глубокого тыла противника вывезено 10142 раненых солдата. Оленные батальоны перевезли к переднему краю 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов. Сформированная из батальонов 31-я оленно-лыжная бригада через Польшу дошла до Праги, а в 1947 году была направлена на Чукотку, где бойцы-оленеводы закончили свой боевой путь, отмечает член Общества краеведов НАО Юрий Канев.
Первый в России памятник оленетранспортным батальонам был установлен 23 февраля 2012 года в Нарьян-Маре. Памятник архангельского скульптора Сергея Сюхина представляет собой композицию из ненца, северного оленя и тундровой лайки в диске солнца. Кроме того, власти НАО учредили день памяти оленетранспортных батальонов 1941-1945 годов, который отмечается 20 ноября.