Поделиться

    На Южном Урале решили узаконить мобильную торговлю

    На Южном Урале хотят регламентировать мобильную торговлю
    Борьба с несанкционированной торговлей в Челябинске ведется давно, но с переменным успехом. Аргументы властей понятны: нелегалы вне правового поля, да и сами ларьки и палатки воспринимаются жителями как привет из прошлого, портят эстетику улиц, плодят антисанитарию. Эта вольница базара, по сути, неподконтрольна усилиям архитекторов и девелоперов, в ней много стихийного и незрелого с точки зрения современной урбанистики.
    Татьяна Андреева/РГ

    Правда, время от времени страсти разгораются с новой силой, и тогда нестационарные торговые объекты (НТО) начинают активнее теснить с насиженных мест. Но нелегальные киоски вырастают вновь, часто недалеко от участков, откуда недавно были изгнаны. В общем, на взгляд большинства горожан, ларечный ландшафт в областном центре меняется не сильно: на каждой крупной остановке можно увидеть эти "пережитки прошлого".

    Впрочем, во время зачистки городских территорий властям приходится учитывать и другой нюанс: думать о том, чтобы вместе с водой не выплеснуть ребенка. Задача - навести порядок, но не подорвать сам малый бизнес, не лишить его возможности вести деятельность.

    Касается это и мобильной торговли, которая, к слову, выполняет и очень важную социальную функцию, доставляя товары в населенные пункты, где нет магазинов. По данным регионального министерства экономического развития, по итогам третьего квартала этого года Челябинская область находилась на 77-м месте в стране по уровню развития разъездной торговли. Причем если еще осенью в регионе было 136 мобильных торговых точек, то сегодня уже только 117. В Законодательном собрании области даже создали специальную рабочую группу, решающую вопрос легитимности и законности деятельности коммерсантов на трейлерах. Из 33-х южноуральских муниципалитетов лишь семь высказались против законодательной регламентации, но, даже по мнению самих "коммерсантов на колесах", в этом вопросе сохраняется много анархии и неразберихи, которые создают проблемы в работе, подобные административным барьерам.

    - Предпринимателей, занимающихся развозной торговлей, часто наказывают за работу в неустановленных местах. Ко мне поступил ряд таких обращений, одно из последних - от коммерсанта, продающего кофе из фургона, - рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

    Из законодательного регулирования мобильный сегмент торговли вообще выпал, хотя на Южном Урале и принят региональный закон о размещении НТО

    Бизнес-омбудсмен и его помощники нередко через суды добиваются отмены наложенных на частников штрафов, но в ходе этих процессов правозащитники выяснили любопытный факт: оказывается, из законодательного регулирования мобильный сегмент торговли вообще выпал, хотя на Южном Урале и принят региональный закон "О размещении нестационарных торговых объектов". И теперь, считает Гончаров, необходимо понять, как устранить эту коллизию: следует ли дополнить существующий правовой акт включением упоминания о развозной торговле, или лучше сосредоточиться на отдельном законе, ведь предприниматели ждут понятных и прозрачных правил, которыми можно руководствоваться в работе.

    Даже на заседании рабочей группы Заксобрания мнения на этот счет разделились. Представители областной прокуратуры и муниципалитетов настаивали на том, что регулирование развозной торговли относится к полномочиям федерального уровня. Есть к тому же сложности с использованием понятийного аппарата: если отнести фургоны, автолавки, автоцистерны, трейлеры к нестационарным торговым объектам, их необходимо вносить в схемы размещения НТО, то есть определять постоянное место дислокации. Но тогда теряется смысл самой мобильности, ведь главный ее плюс - в возможности приспосабливаться под людской трафик, реализовывать товары там, где в данный момент больше ходят и чаще покупают.

    - Проблема существует, и ее надо решать, - соглашается начальник управления торговли администрации Челябинска Сергей Березуев. - Сегодня предпринимателей штрафуют и полиция, и городское управление благоустройства.

    По данным чиновника, до 90 процентов всей торговли контролируется крупным ретейлом, и продажа собственной продукции с мобильных торговых точек - порой единственный выход для местных производителей, которые не могут попасть в сети. Но при этом представитель городской администрации не считает целесообразным включать мобильные точки в схему размещения НТО, а призывает воспользоваться опытом других городов, в частности Калининграда, где создана временная схема размещения мобильных объектов.

    Заместитель руководителя Челябинского УФАС Елена Рысева поддерживает представителя мэрии в том, что разобраться в насущном вопросе можно и на местном уровне, не апеллируя наверх: именно органы местного самоуправления вправе регулировать этот вид торговли. Кстати, не противоречит такому подходу и сама практика в границах Южного Урала. В Златоусте, например, с предпринимателями, торгующими с трейлеров, заключают договор на размещение объекта, а сезонная торговля овощами, фруктами или новогодними елками носит заявительный характер, и мэрия выделяет для нее специальные места.

    После дискуссии участники рабочей группы решили, что отдельный закон о развозной торговле все-таки принимать не следует, но поправки в действующие нормативно-правовые акты необходимы, для чего объявили о приеме соответствующих предложений.

    Внести их может и бизнес, и его клиенты - жители региона, которых заботит, чтобы автолавки не перегораживали тротуары и пешеходные переходы, не уничтожали газоны, но в то же время доставляли товары туда, где поблизости нет стационарного магазина.

    Поделиться