- Пусть сибирский бурый медведь уступает в размерах камчатскому и уссурийскому, но его популяция велика. Рога местных лосей получают золотые медали на международных выставках. Ну а косули и вовсе достойны народного эпоса - в полтора раза крупнее европейских "родственников". Есть и кабаны, - перечисляет эксперт по оценке охотничьих трофеев, арендатор охотугодий в Викуловском и Уватском районах Игорь Чуланов.
Охотник из Тюмени Виталий Лазарев подтверждает: за последние годы зверя в регионе действительно развелось порядочно: медведи и лоси нередко даже к жилым домам подходят, а уж про лис и говорить нечего. А владелец угодий Владимир Егоров вспоминает, что когда-то столичные тележурналисты снимали в Тобольском районе выпуск программы "По секрету всему свету", проявляли интерес к территории и туроператоры из Германии.
Надо сказать, что база для старта такого вида бизнеса на территории есть - в регионе реальная сотня действующих охотхозяйств, и среди них есть весьма респектабельные, современные, куда не стыдно пригласить и весьма взыскательных европейцев. Есть и попроще - в общем, на любой вкус и объем счета. Хотя бывалые охотники уверяют, что на самом деле даже для иностранцев условия проживания не так уж важны, главное - качественные трофеи, а они, повторим, в Западной Сибири весьма достойные.
Однако при всем многообразии дичи и наличии инфраструктуры дело не идет: даже российских туристов с ружьем в Тюменской области считают чуть не по пальцам, а уж про иностранных и вовсе не заикаются. Корень проблемы Игорь Чуланов, который до недавнего времени возглавлял общественный совет при госохотдепартаменте, видит в отсутствии межведомственного взаимодействия в продвижении охотничьего туризма.
- Что в Зауралье, что на Алтае правила для иностранцев-охотников закреплены еще с 80-х годов прошлого века, когда охотхозяйства были в ведении минсельхоза, - объясняет он. - У нас изначально по-другому: достать разрешительные документы практически невозможно - в прошлом году только одному местному хозяйству удалось получить четыре лицензии на ввоз оружия заграничных гостей. Еще один нюанс: оно должно храниться в оружейной комнате, а чтобы создать ее по нормам специализированного магазина или полицейского пункта, нужно потратиться на укрепление помещения, сигнализацию, сейфы - отбить сумму удастся лет через 15. Если же иностранец согласится приехать без своего ружья, а на охоте воспользуется чужим, то владельца можно сразу сажать - он преступник.
Для сравнения: за границей подобная процедура проста и носит заявительный характер. Достаточно показать договор с охотпользователем и лицензию на оружие - и все.
Энтузиасты, которые все же пытаются организовать в Тюменской области охотничий туризм, рассказывают: выстроить отношения с разными структурами пару лет назад удалось благодаря инициативе и поддержке Андрея Пантелеева, который тогда возглавлял областной департамент по потребительскому рынку и туризму. Он же помог таксидермисту Сергею Кудымову документально закрепить право на обработку и оформление трофеев для вывоза за границу. К сожалению, претворить в жизнь все задуманное в Тюмени не удалось - вышел приказ МВД России, который вновь ужесточил требования. А недавно созданному областному агентству туризма в одиночку клубок проблем не распутать. К тому же работают там в основном девушки - далеки они от столь брутальной сферы.
Найти способы повернуть действующее законодательство в свою сторону можно, уверен Чуланов, но инициатива должна исходить от областных властей. Если они пойдут навстречу арендаторам и для начала определят пару-тройку пилотных хозяйств, можно будет отработать механизм. Эксперт предлагает определить в регионе единого оператора, владеющего полной информацией об охотхозяйствах и умеющего ее преподнести - правильно "упаковать" продукт. Такая компания могла бы не только управлять потоками охотников-туристов, но и, что немаловажно, заниматься обучением кадров для этой непростой сферы. К слову, сегодня во всей России специалистов по оценке трофеев - не больше сотни, хорошие таксидермисты тоже наперечет.
Между тем
Одним из препятствий развития охотничьего туризма Игорь Чуланов называет нежелание местных охотпользователей соблюдать традиции древнего промысла, своего рода охотничьи ритуалы. Эксперт полагает, что виной тому историческая независимость Сибири, где испокон веков охотились свободно, для себя и семьи, а никак не для угождения высокопоставленному гостю, как было заведено, скажем, в Центральной России, Беларуси, странах Европы.