Как пояснили "РГ" в Ространснадзоре, контролировать соблюдение требований о наличии у российских перевозчиков допуска к международной автоперевозке будут с помощью программных комплексов. Заниматься международной перевозкой как пассажиров, так и грузов транспортные компании и предприниматели смогут только после внесения сведений о них в реестр. Первый раз допуск к международным перевозкам будет выдаваться на год, а затем - на пять лет.
По закону, перевозчики должны иметь "надлежащее финансовое положение", то есть, как говорят участники рынка, фирмы, у которых есть только стол, шариковая ручка и листок бумаги, отправить арендованный автомобиль за границу не смогут.
Определенные условия допуска к международным перевозкам действовали и раньше, сейчас они выведены на уровень закона, пояснили "РГ" в Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП). Значимым изменением представители отрасли считают введение механизмов ответственности иностранных компаний за нарушения, допущенные на территории России. Российские компании исправно штрафуют за границей, а иностранные в России от ответственности часто уходили. "Они выезжали за переделы России, не уплатив штрафы. Теперь предусмотрено, что перевозчик, имеющий неоплаченные штрафы, при въезде на территорию России должен либо оплатить штрафы в течение трех часов, либо покинуть территорию России", - отмечают в ассоциации. Это касается штрафов как за нарушения в сфере транспорта, так и Правил дорожного движения. Закон предусматривает создание информационной системы для обмена данными между федеральными органами исполнительной власти. К ней, в частности, подключатся ФТС, МВД, Ространснадзор. Систему еще нужно создать, потому нормы об ответственности зарубежных перевозчиков вступят в силу через 180 дней.