Проект масштабной модернизации порта Корсаков может попасть в федеральный план модернизации инфраструктуры. Об этом заявил во время визита в Сахалинскую область вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
- Уверен, что предложение поддержит председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Потому что Корсаковский порт - это стратегия, это основной порт Сахалина, и мы никак не обойдем Корсаков на трассе Северного морского пути, - сказал он, напомнив, что в стране началась работа по созданию инфраструктуры этой арктической морской дороги.
Среди основных задач, которые предстоит решить в процессе реализации проекта, Трутнев назвал "безопасность судов, возможность проведения аварийно-спасательных работ, связь". Точка, где суда смогут спокойно отстаиваться в любую погоду, имеет принципиальное значение, и ею может стать именно сахалинский Корсаков.
По словам зампреда областного правительства Сергея Олонцева, на реконструкцию порта необходимо привлечь около 90 миллиардов рублей. На Сахалине нет глубоководных портов, и Корсаков - не исключение: максимальная глубина у его пирсов не превышает десяти метров, а этого недостаточно для приема больших судов. Приемлемая глубина - до 21 метра. Олонцев добавил, что средства на разработку проекта в областном бюджете уже заложены.
Юрий Трутнев уверен, что модернизацию порта для увеличения его грузооборота в 20 раз необходимо проводить с привлечением частных инвестиций, а государство должно оказывать "помощь в инфраструктуре". Уже в конце 2024 года, как надеются местные власти, обновленный порт сможет принимать первые контейнерные грузы, доставленные по Севморпути.
Все основные грузы в Сахалинскую область доставляются морем. Всего в островном регионе восемь портов и 11 морских терминалов. Продукты питания и продукция производственно-технического назначения поступают через Холмск и Корсаков, остальные порты задействованы в обработке угля и обслуживании нефтегазовых проектов.
По данным регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства, объем перевалки грузов в морских портах области в 2019 году составил 31,4 миллиона тонн. Стремиться к большему мешает неразвитая инфраструктура, в первую очередь состояние гидротехнических сооружений. Поскольку эти объекты являются федеральной собственностью, их капремонт и реконструкция относятся к полномочиям РФ.
Как подчеркивают региональные власти, основная причина, сдерживающая развитие портов, - недостаточный уровень инвестиций в реконструкцию и модернизацию причальных сооружений. Это не позволяет в требуемом объеме восстанавливать основные фонды. Поэтому их лишь поддерживают в рабочем состоянии.
Особняком стоят морские порты, которые специализируются на перевалке угля и обслуживании нефтегазовых проектов. В их модернизацию инвестируют отраслевые предприятия. Так, например, порт Шахтерск принадлежит одной из крупнейших угольных компаний области, которая вложила в его обновление миллиарды рублей.
Другое предприятие - оно занимается береговым обеспечением нефтегазовых проектов - взяло под свое крыло и восстановило бывший рыбный порт в Холмске.
По словам депутата Сахалинской областной думы Игоря Осипенко, островные порты находятся в "рабочем" состоянии. Самым нуждающимся в обновлении он называет Холмский торговый порт.
- В этом году был объявлен тендер на реконструкцию порта на 2,3 миллиарда рублей, но подрядчика не нашли, и все повисло в воздухе, - говорит Осипенко. - Между тем именно эта морская гавань могла бы набрать большие обороты. На юге острова это единственный незамерзающий и защищенный от непогоды порт.
Недавно в областной думе руководители гавани презентовали проект модернизации порта за 800 миллиардов рублей: 600 миллиардов они надеются получить из федерального бюджета, а остальные собираются найти сами. Судя по этим заоблачным цифрам, гавань нуждается в кардинальных изменениях.
В ноябре правительство области анонсировало проект многофункционального грузового порта в Макаровском районе. К его строительству планируют приступить в 2022 году. В рамках концессионного соглашения на создание инфраструктуры направят из федерального бюджета около четырех миллиардов рублей.
Проект морской гавани предусматривает возведение угольного, нефтяного, газового и бункеровочного терминалов, а также базы снабжения. Губернатор Валерий Лимаренко называет его стратегическим для региона, ведь новая гавань позволит значительно увеличить грузооборот и диверсифицировать экономику, снизив зависимость от нефтегазового сектора. Порт в том числе будет задействован в доставке сжиженного природного газа на Курилы.
- Мы также получим большой экономический и социальный эффект благодаря созданию рабочих мест, дополнительным поступлениям в бюджет и увеличению инвестиций в основной капитал, - подчеркивает Лимаренко.
А по словам министра транспорта области Валерия Спиченко, решение о строительстве объекта обусловлено "отсутствием современной портовой инфраструктуры" в регионе. Новый порт будет соответствовать всем требованиям безопасности и обеспечит перевалку различных грузов в интересах российских и зарубежный компаний.
Как рассказал "РГ" генеральный директор компании "Многофункциональный грузовой район" Алексей Ферт, возглавляемое им предприятие было создано специально для реализации инвестиционного проекта на Сахалине.
- Компания входит в холдинг "Развитие транспортных проектов", сотрудники которого имеют большой опыт модернизации, строительства и эксплуатации портовых мощностей в Балтийском регионе, - отмечает он.