Согласно опросу, в котором участвовали жители Новосибирской области, 55 процентов респондентов в возрасте от 16 до 55 лет покупают товары, не выходя из дома. И это число, как предполагают, будет только увеличиваться.
Не последнюю роль сыграла пандемия коронавируса. Шестнадцать процентов онлайн-покупателей признали, что стали приобретать товары в интернете в этом году, когда, с учетом эпидемиологической обстановки, ходить в магазины стало небезопасно.
Еще одной причиной растущего интереса к интернет-магазинам и маркетплейсам стало принятие правил онлайн-продаж безрецептурных лекарств, что повысило спрос на эту услугу.
Следующий тренд, который наметился в этом году и будет развиваться в следующем, - использование национальных платежных карт. С 1 ноября 2020 года это требование законодательства распространяется и на владельцев агрегаторов с годовой выручкой более сорока миллионов рублей. В 2021-м планка снизится сначала до тридцати миллионов, а потом - до двадцати миллионов рублей. Соответственно, это сделает еще более доступными покупки в интернете.
По данным международного агентства E-Marketer, которое анализирует тренды в цифровом маркетинге, доля мирового онлайн-ретейла уже составляет семнадцать процентов от общего объема торговли - и это без учета еды и услуг. Онлайн-рынок оценивается приблизительно в 3,9 триллиона долларов в год (в 2018-м - 2,8 триллиона). Это сопоставимо, например, с продажами автомобилей и превышает рынок коммерческой нефти, утверждают аналитики. К 2024 году мировая онлайн-торговля, по прогнозам, займет 21,4 процента от всего ретейла и будет исчисляться 6,3 триллиона долларов.
В России, по данным компании Data Insight, доля онлайн-торговли в общем объеме ретейла к концу 2020 года вырастет с шести до девяти процентов. В июле ее объемы достигли 2,5 триллиона руб-лей. Это большая сумма, но эксперты напоминают, что в США на онлайн-сегмент приходится 16 процентов, в КНР - 25 процентов торговли.
- За год рынок онлайн-торговли в России вырос на 45 процентов. По темпам роста наша страна в лидерах, - отмечает руководитель отдела маркетинговых исследований "Яндекс.Маркет" Кирилл Шпара. - По сути, каждый десятый российский рубль тратится на онлайн-покупку.
Согласно исследованию, по степени проникновения онлайн-торговли СФО сегодня на третьем месте среди федеральных округов. В Новосибирске за год этот рынок вырос на 28 процентов.
- Меняется сам подход к покупкам онлайн: в этом году уже почти половина заказов делается со смартфонов или планшетов. Ожидается, что в следующем году таких покупок будет уже свыше половины. В числе новых онлайн-покупателей - все больше детей и молодежи, которые привыкли решать свои задачи именно с помощью смарт-фона, - прокомментировал результаты исследования Кирилл Шпара.
Почти тридцать процентов опрошенных новосибирцев полагают, что в интернете можно покупать любые товары. При этом не боятся экспериментировать и просматривают разные онлайн-магазины.
Чаще всего онлайн покупают одежду, мобильные телефоны и средства личной гигиены. По сравнению с прошлым годом, значительнее всего выросла доля тех, кто заказывает через интернет продукты, - с 35 до 42 процентов.
Эксперты агрегатора "Авито" отмечают, что уже с осени новосибирцы начали готовиться к зиме. В Новосибирске спрос на зимние товары вырос на девятнадцать процентов, а самыми запрашиваемыми в онлайне стали лыжи, сноуборды, коньки, хоккейная форма, клюшки и ватрушки для катания.
В общей сложности на покупки в популярных категориях товаров жители Новосибирской области в "черную пятницу" потратили более 180 миллионов рублей, что на 43 процента превышает оборот аналогичного дня распродаж в прошлом году. Наиболее активно новосибирцы обновляли гардероб. При этом, по данным ВТБ, средний чек практически не изменился и составил около 1,9 тысячи рублей.
Между тем
По данным Банка России, объем операций без согласия клиентов, совершенных при оплате товаров и услуг в интернете во втором квартале 2020 года, в целом по России составил 1,1 миллиарда рублей. Количество несанкционированных операций в этом сегменте достигло 153 тысяч. Сибирское ГУ Банка России предупреждает, что при онлайн-покупках особенно важно соблюдать правила безопасности. Так, для оплаты покупок через интернет лучше завести отдельную карту и пополнять ее на необходимую сумму. Можно установить суточный лимит на сумму операций по платежной карте. Это позволит предотвратить потерю всех денег сразу. Покупки стоит делать со своего компьютера или мобильного телефона, чтобы избежать неправомерного доступа к персональным данным.