Поделиться

    Туризм Алтая выиграл от закрытия границ

    В условиях пандемии и сокращения возможностей передвижения особенно остро встали проблемы транспортной доступности российских туристических регионов и городов. Конечно, тенденции мобильности сегодня изменились во всем мире - от ее развития мы переходим к ограничению. Причем пока непонятно, сколько это продлится. Но уже ясно, что до конца 2021 года границы в полной мере не откроют. Глобальные эпидемиологические вызовы еще долго будут влиять на мобильность, так что интенсивность передвижения людей и транспортная доступность многих территорий заметно снизятся. Поэтому нам придется жить в новой реальности, где интенсивность пассажиропотоков существенно замедлится. Недаром сейчас "крупнейшими авиакомпаниями" в шутку называют Zoom и Skype.

    До пандемии ежегодно в России число пассажиров росло на десять-двенадцать процентов. А в этом году авиапассажирский поток сократился на сорок-шестьдесят процентов. Сейчас сложно прогнозировать, когда мы снова сможем достичь допандемийного уровня перевозок. По-видимому, основной тренд 2020 года - локализация туризма и перемещений - может стать долгосрочным, что связано не только с эпидемиологическими ограничениями, но и с финансовыми возможностями людей. Локальные и региональные путешествия становятся более популярными. Трудно пока оценить, насколько автомобильные и железнодорожные поездки смогут заменить авиаперелеты, но такие тенденции есть.

    На примере Алтая мы видим, что появился дополнительный внутренний поток туристов, которые едут отдыхать в российские регионы. Алтай сегодня входит в тройку-пятерку туристических лидеров, которые получили определенные бонусы от закрытия границ. Но есть и оборотная сторона: из-за приостановки деятельности туробъектов весной и в начале лета этого года даже популярные туристические регионы не смогли приблизиться к прошлогодним показателям турпотока.

    Чтобы добиться существенного роста внутреннего туризма, нужно активно развивать авиасообщение внутри страны. Ведь это дает не только социальные, но и экономические результаты. Так, авиакомпания S7 в этом году вышла на первое место в России по объемам перевозок, потому что развивает в Сибири региональные перевозки, которые оказались менее рискованными в период пандемии.

    Но для развития регионального авиасообщения необходима серьезная государственная поддержка. Поэтому, на наш взгляд, в разрабатываемом сейчас нацпроекте по внутреннему и въездному туризму необходимо предусмотреть не только меры по восстановлению транспортной инфраструктуры, но и субсидирование региональных авиаперевозок по всей стране. Однако в Ростуризме полагают, что в профильном туристическом нацпроекте нецелесообразно напрямую поддерживать развитие транспортного сообщения, поскольку для этого есть другие государственные программы и проекты.

    В этом году для решения проблемы транспортной доступности российских регионов начали действовать внутренние чартерные рейсы. Но, как правило, они имеют ограниченный поток - 10-15 рейсов в пик сезона и не очень выгодны для авиаперевозчиков и туроператоров. А когда откроют границы, то авиа- и туркомпании вновь переключатся на зарубежные направления, и внутренние чартеры им будут уже не так интересны.

    Поделиться