Поделиться

    На Урале построят дронопорты для коммерческого использования

    Развитие беспилотного транспорта - актуальный тренд, но его массовое применение возможно еще нескоро. Впрочем, небольшие летательные аппараты вовсю используют и государство, и бизнес, и простые граждане. В первом полугодии 2020-го россияне приобрели около 100 тысяч квадрокоптеров, столько же, по прогнозу аналитиков, будет одновременно находиться в небе к 2025 году. С учетом этого для них уже проектируют региональные аэродромы.
    Татьяна Андреева/РГ

    На Среднем Урале собираются построить базу для беспилотных курьеров. Как она будет выглядеть? По маршруту доставки к отдаленным населенным пунктам и объектам установят терминалы приема грузов вроде постаматов либо дронопорты для обработки заказов, поясняет руководитель компании по производству наземной инфраструктуры для дронов Максим Томских. Дронопорт - это целый транспортный хаб со взлетно-посадочной полосой, обслуживанием беспилотников различного типа и перевозок.

    - Легкие беспилотники могут пригодиться для экспресс-доставки "последней мили" (до двери) в городах, на прилегающих к ним территориях и в сельской местности, а также перевозки грузов в те места, куда непросто добраться автомобильным транспортом. Использование дронов способно улучшить логистику и качество клиентского сервиса, - рассказали о новых возможностях в пресс-службе макрорегиона "Урал" "Почты России".

    Потребность отечественного рынка в подобных решениях отмечают и те, кто стоит в авангарде цифровых инноваций. Эксперты рабочей группы "Аэронет" объединения Национальной технологической инициативы уверены: через 5-7 лет объем рынка наземных дронопортов в стране составит 40 миллиардов рублей.

    К слову, объем курьерской доставки "Почты России" в сфере интернет-заказов с начала пандемии вырос в шесть раз. Однако делиться подробностями о проекте беспилотной доставки ее сотрудники не готовы, ведь дронам пока не разрешили летать в общем воздушном пространстве с пилотируемыми судами. Максим Томских считает, что систему начнут тестировать в ближайшие два года.

    Через 5-7 лет объем рынка наземных дронопортов в стране составит 40 миллиардов рублей

    Кстати, недавно зоны для пробных полетов беспилотников, которые в перспективе задействуют для коммерческого использования, выбрали в столице. Правительство совместно с отраслевыми союзами готовит нормативные акты, необходимые для их работы.

    - Доставка грузов по регулярным длинным маршрутам с помощью автономных наземных станций базирования невозможна без пересмотра регулятивных правил. Чтобы окупить инвестиции на строительство роботизированных дронопортов, прежде всего нужно обеспечить гарантированный грузопоток, - добавляет производитель беспилотных авиационных систем (БАС) Василий Лукашов.

    Сегодня существуют более простые аналоги дронопортов - стационарные пункты для хранения негрузовых беспилотников. Они расположены в местах локального мониторинга: для лесной охраны, наблюдения за территорией в аграрном и промышленном секторах, скажем, обследования карьеров и рудников. Следуя заданной программе движения, БАС проводят аэросъемку, дистанционное зондирование земли, ремонт линии электропередачи. С позиции затрат их работа кратно выгоднее использования традиционной авиации.

    Если выгода налицо, почему развитие этого направления тормозится? Эксперты перечисляют ряд проблем. Наряду с законодательными ограничениями доработки требует мощность воздушных судов. Хотя беспилотники и выдерживают любые погодные условия, развивая крейсерскую скорость, их заряда обычно хватает лишь на час полета. Сменить батарейки в воздухе нельзя - нужна оборудованная станция. Кроме того, для контроля летающих роботов необходимо в целом улучшать IT-инфраструктуру.

    - Например, внедрение сетей 5G обеспечит более высокую скорость обмена данными. Это критично при передаче телеметрии, видеосигнала или возникновении внештатных ситуаций и переводе беспилотника в ручной режим управления. Достижением отрасли можно считать наличие защищенных протоколов связи для дронов, устойчивых к взлому и перехвату, - поясняет Максим Томских.

    В столичном центре, изучающем 5G, опыты разработчиков показали: сети нового поколения увеличивают скорость обмена данными для управления БАС, в два раза снижая себестоимость дронов. В свою очередь, это повысит и киберзащиту дронопортов.

    Производством коммерческих дронов, в том числе на экспорт, занимается около сотни российских компаний. Но свободных ниш в отрасли по-прежнему много. Так, популярность набирают световые шоу с участием тысяч беспилотников, 3D-моделирование местности, а менеджерам по персоналу предлагают с помощью летающих роботов контролировать производительность и качество труда.

    Тем временем

    Проект уральской компании Максима Томских вошел в топ-100 всероссийского форума АСИ "Сильные идеи для нового времени". Он предполагает автономную логистическую систему: доставку товара на основе индивидуального идентификатора адресата, который в том числе присвоят грузу, транзакции и роботу. Указывать конкретный адрес уже не требуется: система определит местонахождение по номеру ID и доставит посылку получателю.

    Справка "РГ"

    По оценкам "Аэронет", потенциальный объем отечественного рынка в сегменте БАС может достичь 2,5 миллиона устройств к 2025 году (три процента от общемирового). Эксперты предполагают, что экономический эффект от применения дронов может достичь 1,5 триллиона рублей в год, но точные цифры назвать сложно из-за хаотичности рынка.

    Поделиться