10.12.2020 19:03
    Поделиться

    В Екатеринбурге завершился фестиваль "Кинопроба"

    Кратчайший путь из фильма в спектакль
    17-й Международный фестиваль-практикум киношкол мира "Кинопроба" завершился в Екатеринбурге. Гран-при по общему решению четырех жюри (анимация, игровые и документальные фильмы, студенческие работы) получил дебютант Лесси Линдер (Швейцария, Университет прикладных наук и искусств, Люцерн) за документальный фильм "Ночью все кошки серы" о дружбе человека и его домашних питомцев. Снято и увидено как будто не только глазами человека, но и двух кошек, обитающих в доме. Такой вот маленький шедевр.
    Станислав Фоминых

    Игры со смертью

    Из Екатеринбурга я улетала перед самой церемонией закрытия кинофестиваля, после прекрасного дня, проведенного... в театре. Дело в том, что впервые на "Кинопробе" именно театру было уделено большое место. Открывали фестиваль документальной зарисовкой Дениса Клеблеева "Алиса. Волнение" о репетициях пьесы Ивана Вырыпаева "Волнение" в БДТ с Алисой Фрейндлих в главной роли. Интереснейшую лекцию "Театр на RENDEZ-VOUS с кино" прочла искусствовед Зара Абдуллаева. Отдельный кинопоказ был посвящен теме "Театр на экране". Иван Вырыпаев провел онлайн мастер-класс "Профессия: режиссер. Фильм-спектакль - границы жанра". А в тот самый завершающий фестивальный день были представлены три эскиза спектаклей театральной лаборатории Олега Лоевского "Кино-театр", в обсуждении которых я принимала участие.

    Почему я пишу об этом только сейчас, спустя несколько дней после окончания "Кинопробы"? Дело в том, что замечательный киносмотр, который героическими усилиями директора фестиваля Лилии Немченко и ее небольшой команды каждый раз превращается в прекрасный праздник для начинающих режиссеров и мастеров кино, на этот раз был омрачен трагической новостью. В рамках "Кинопробы" уже не первый год проводится питчинг анимационных проектов. С учетом нынешней эпидемиологической ситуации защита проектов должна была проходить дистанционно. Но не все участники вышли на связь. Мой давнишний друг Сергей Капков, член экспертного совета питчинга, шеф-редактор студии "Союзмультфильм", узнал от организаторов ужасную новость о смерти двух девушек-участниц от коронавируса. Потрясенный, поделился этим известием со мной перед моим отъездом, говорил об этом, выступая на закрытии, написал пост в соцсетях, что вызвало огромную волну самых разных откликов.

    Реакция нормальных людей - ужас. Шок. Боль и сочувствие.

    Эта страшная новость меня, как и всех, настолько поразила, что как-то не получалось взяться за описание своих увлекательных театральных впечатлений на "Кинопробе".

    И вот 9 декабря, благодаря блестящему журналистскому расследованию, проведенному популярным петербургским сайтом, стало известно, что никаких смертей, к счастью, на самом деле не было. Что все это изощренная выдумка некоего 29-летнего Дмитрия Зарницкого из Липецка, чей проект в числе других был тоже выбран для питчинга. В борьбе за победу и приз в 50 тысяч рублей он рискнул выдумать еще пятерых участников, которых в реальности нет. Сочинил им проекты, биографии, имена и фамилии, а затем решил "похоронить". Предполагал, что так увеличатся его шансы на выигрыш, и сбудется мечта - он сумеет создать свою анимационную студию.

    Конечно, эти болезненные фантазии и вполне преступные действия изменят теперь его амбиции и биографию. И поделом. Вот только такая красноречивая подробность. Этот человек с его мечтами об искусстве и творчестве работал социальным педагогом в Доме престарелых с зарплатой в 10 тысяч рублей. Скудость и бесперспективность жизни, неумение наладить коммуникации с людьми, отсутствие нормального заработка способны породить чудовищ. Сюжет для небольшого рассказа, как говорится. Или фильма.

    Театральные эскизы "Кинопробы"

    За четыре фестивальных дня театральные режиссеры сумели сделать даже не эскизы, а почти готовые полноценные спектакли. Давно зарекомендовавший себя метод "театральных лабораторий" Олега Лоевского, известного театрального куратора, на "Кинопробе" получил новое развитие.

    На мое удивление, как можно за четыре дня проделать настолько большую и непростую работу, Олег ответил, что главное тут два фактора: энергия стресса, когда нужно в бешеном ритме все успеть, и необязательность затеи, то есть свобода. Ведь показ всего один. Не получится - забыли. Самое интересное, что чаще всего получается.

    Для лаборатории "Кино-Театр" на Кинопробе три режиссера выбрали киносценарии, которые им захотелось перенести на сцену.

    Первым показывал свой эскиз Дмитрий Зимин, молодой, но уже очень известный режиссер Свердловского академического театра драмы. Его выбор - "Любовь" Михаэля Ханеке. Великий фильм с участием Жана-Луи Трентиньяна и Эммануэль Рива австрийский режиссер снимал по собственному сценарию. На русский язык его не переводили. Дмитрий сначала попытался записать сценарный текст сам, пересматривая фильм, которым давно восхищается. Но потом ему прислали оригинальный сценарий на английском. Это оказалось увлекательнейшее чтение, открывшее ему множество новых подробностей о персонажах и сюжете.

    Сыграли спектакль "Любовь" на недавно открытой в Свердловской драме экспериментальной площадке "Шестой этаж". По сути это даже не зал, а большая комната с несколькими рядами стульев и плотно занавешенными окнами. В углу кровать, где приходится проводить часы и дни заболевшей героине. В центре - торшер и плоский экран телевизора, в нем время от времени возникают то кадры чашки, в которую никак не получается налить воду, то еще какие-то фрагменты обрушенного быта, в каком оказались два немолодых человека. Однажды занавеска немного отодвигается, за ней открывается холодный зимний пейзаж, и это работает как сильный драматургический прием. Ведь герои - Жорж и Анна - замкнуты в своей квартире с тех пор, как у Анны парализована одна сторона тела, и жизнь стала невыносимой.

    Марина Савинова и Борис Горштейн, актеры Свердловского театра драмы, играют просто грандиозно. Не повторяя ни в чем великих исполнителей фильма Ханеке, и все равно напоминая их высочайшим уровнем сопереживания и мастерства. Борис Горштейн вообще совершил актерский подвиг, ввелся на роль за день до показа. Должен был играть другой исполнитель, но заболел. А спектакль состоялся и имел успех. Будет очень правильно, если он останется в репертуаре.

    Впервые на этом кинофоруме большое место отведено театру. Но можно ли создать спектакль за четыре дня?

    Режиссер Дмитрий Егоров отважился на смелый эксперимент: взялся на сценарий Алексея Балабанова "Река" по повести Вацлава Серошевского "Предел скорби". Фильм, как известно, остался незавершенным. Работа остановилась, когда погибла в автомобильной аварии якутская актриса Туйара Свинобоева, игравшая главную роль.

    В 2002 году Балабанов смонтировал из отснятого материала 40-минутный фильм.

    Дмитрий Егоров не повторяет того, что успел сделать в этой короткой версии Балабанов, он попытался сохранить всю историю, записанную в сценарии. Это оказалось крайне сложной задачей. Сцена как будто сопротивляется Балабанову: все-таки его стихия - кинематограф с его насыщенностью деталями, плотностью и достоверностью атмосферы. Актеры, занятые в спектакле Дмитрия Егорова, были полны энтузиазма и готовности освоить непростой текст, под финал действия это им почти удалось. Дыхание мистики и мрачной предопределенности судьбы, свойственное Балабанову, вдруг прошелестело над зрителями и оставило свой невидимый, но ощутимый след.

    Олег Лоевский во время обсуждения поделился воспоминаниями, как общался и дружил в молодости с Алексеем Октябриновичем - ведь они оба из Свердловска. Как снимался в 1988 году в его короткометражке "У меня нет друга", а тот приходил в гости и объяснял, как сильно ненавидит театр. Тем не менее, влияние театра есть в фильмах Балабанова, считает Лоевский.

    Третьим эскизом стала легкая американская комедия "500 дней лета". В 2009 году это был хит кинопроката, где покоряли публику звездные актеры Джозеф Гордон-Левитт и Зои Дешанель. Веселую и немного печальную историю о странностях любви, о том, что чувства и ожидания любящих порой настолько не совпадают, что приходится расстаться, и о том, что финал отношений - еще не конец жизни, поставил саратовский режиссер Алексей Логачев, который сейчас работает в Каменск-Уральском театре драмы. Получился спектакль по-настоящему зрелищно-театральный, и в то же время кинематографичный. В действии использованы условные "монтажные" склейки и другие приемы кинематографа. Сыграли десять молодых актеров (в главных ролях - Сергей Юсупов и Татьяна Васильева) - обаятельных, поющих, танцующих. Все у них выходит настольно здорово, что публика, которой повезло увидеть в театральном исполнении ромком "500 дней лета" , вскочила и аплодировала, когда закончился очаровательный и вдохновляющий спектакль. Возможно, он тоже останется в репертуаре. Зрители наверняка оценят.

    Поделиться