Его творчество так разнородно, что, кажется, творил добрый десяток мастеров. От фирменного восточного натурализма (его ранний "Остров" с рыболовными крючками в нежной женской плоти) до пастельных красок поэтической фрески "Весна, лето, осень, зима… и снова весна". От жестких политических высказываний ("Береговая охрана") до неутомимых исследований потемок человеческой души ("Мёбиус", "Пьета", "Самаритянка"). От изощренных экзерсисов в криминальных жанрах до нежнейших любовных историй ("Натянутая тетива"). При этом он уже давно классик с репутацией столь прочной, что Венецианский фестиваль 2004 года, например, анонсировал его фильм, не глядя, потому что картина была еще в монтажной. Все с тревогой ждали, успеет ли Ким Ки Дук ее завершить до торжественного закрытия Мостры. И мастер не обманул ожиданий: срочно, прямо с монтажного стола прилетевшую в Венецию картину "Пустой дом" показали в программе "Фильм-сюрприз", публика смотрела ее с радостным изумлением (опять Ким Ки Дук неузнаваем!), фестиваль ее увенчал четырьмя призами.
Он начинал как художник. Учился изящным искусствам в Париже, участвовал в выставках, и этот опыт потом отозвался в его пристрастии к акварельным прозрачным пейзажам. Увлекся кинодраматургией и получал призы за лучшие сценарии. Как режиссер дебютировал в 1996 году криминальной драмой "Крокодил" о парне, промышляющим ограблением утопленников, открыв ею серию своих сюжетов о преступлениях не простых, а экзотических, каких на экране еще не бывало. И в дальнейших картинах режиссера всегда присутствует эта странная смесь натурализма, заставлявшего нервных отворачиваться от экрана, с сентиментальной тягой к красоте, чистоте, старческой мудрости и почти религиозной созерцательности. Эта тяга эстетизировать разверстые раны человечества закрепила за мастером репутацию выразителя и певца идиосинкразии. Его картин ждали с трепетом, предвкушая очередное пряное блюдо и остроту ощущений. Главные фестивали мира не раз награждали его фильмы своими высшими призами, взыскательнейший из классиков кинокритики Роджер Эберт включил его картину "Весна, лето, осень, зима… и снова весна" в свой список величайших фильмов истории.
Особенности его стиля не раз приводили к конфликтам на международном уровне. Цензурная комиссия Великобритании долго не выпускала его "Остров" в английский прокат из-за сцен "звериной жестокости", где лягушки, с которых заживо сдирали кожу, были самым безобидным зрелищем. Отвечая на обвинения в смаковании жестокого обращения с животными, режиссер ссылался на то, что мы едим мясо животных, совершенно не думая о том, что для этого нужно предварительно их жестоко забить. Он упрекал европейцев в излишней чувствительности, а Европа с изумлением смотрела на то, как восточная "бесчувственность" постепенно овладевает и экранами и зрительскими массами. Его обвиняли в женоненавистничестве и даже обвиняли в сексуальном насилии.
В 2019 году Ким Ки Дук возглавлял жюри Московского международного кинофестиваля, в ноябре 2020-го - жюри международного этапа студенческого фестиваля ВГИКа. В декабре он уехал в Латвию, где собирался купить недвижимость, и там скончался от последствий коронавируса. Свой следующий фильм он обещал снять в России, но эту картину мы уже не увидим.
Никита Михалков, кинорежиссер, президент ММКФ:
- Это очень печально, что ушел такой замечательный художник - Ким Ки Дук. Вообще режиссура - это взгляд, это точка зрения, это попытка выразить на экране то, что связывает тебя с Богом, это желание быть услышанным не только с точки зрения современности, но и через тебя тех, кто давно уже ушел, но создал твою культуру, твою историю, твою традицию. Таким режиссером был Ким Ки Дук.
Мало того, что он во многом лицо корейского кинематографа, он и лицо того мирового кино, которое еще не перестало быть самобытным, открытым и волнующим.