11.12.2020 16:23
    Поделиться

    Вброс фейков про лекарственные препараты приравнен к "медицинскому терроризму"

    На днях в Общественной палате Российской Федерации чиновники из Минздрава и Росздравнадзора встретились за круглым столом с представителями бизнеса и медицинского сообщества, чтобы обсудить сложившуюся в стране ситуацию. Основной темой встречи стал COVID-19 как проверка на прочность системы лекарственного обеспечения страны. В рамках этого представители государственных структур и бизнес-сообщества обсудили вопрос о недобросовестной конкуренции и защите российского производителя от информационных вбросов и фейков, который в этом году встал особенно остро.
    Геннадий Аносов/РГ

    За примером далеко ходить не надо. На днях СМИ облетела новость о том, что Турция не будет закупать российскую вакцину от коронавируса якобы из-за ее несоответствия системе норм GLP (Надлежащая лабораторная практика). При этом издания ссылались на главу Минздрава Турции Фахреттина Коджи. Не прошло и суток, как СМИ со ссылкой на Минздрав Турции опровергли публикации об отказе от российской вакцины против коронавируса.

    Можно только гадать, что за всем этим скрывалось. Возможно, это была банальная ошибка журналистов, а возможно и сознательная манипуляция, но надо понимать, что подобные "ошибки" могут повлечь за собой серьезные последствия. Это как минимум репутационные потери для исследователей, которые разрабатывают вакцину в попытке спасти миллионы человеческих жизней, для производителей лекарств и самих государств. Разве простым "извините" исправишь растущее недоверие обычных людей к российским препаратам, которое только усиливается после подобных вбросов?

    Вот и в Общественной палате РФ сошлись во мнении о том, что распространение недостоверной информации о методах лечения и препаратах недопустимо. Особенно в условиях борьбы с пандемией COVID-19 и начавшейся сезонной эпидемией гриппа и ОРВИ, усугубляющей ситуацию. Здесь любая новость будет очень чувствительно восприниматься обществом и совсем не трудно представить, что кто-то воспользуется ситуацией для борьбы со своим конкурентом, продвижения собственного продукта…

    Фармацевтической отрасли в 2020 году и так досталось: борьба с эпидемией, помощь врачам, экстренное наращивание объемов производства, разработка новых препаратов, контроль за тем, чтобы в аптеках не было дефицита традиционных противовирусных лекарств, пользующихся повышенным спросом. При этом фармацевты вынуждены реагировать на информацию, порой, откровенно лживую, которая распространяется не только в СМИ, но и в соцсетях.

    "Я вижу, как второй месяц подряд на просторах интернета разгоняют волну против противовирусных лекарств отечественного производства, - пишет в Facebook политолог Павел Данилин, глава Центра политического анализа. - Под раздачу попал даже "Ингавирин", который на рынке уже более 12 лет и к которому вообще нет никаких претензий ни от одного регулятора, да и клинических испытаний по нему более чем достаточно. Для "научности" посты с критикой напичканы ссылками на какие-то фейковые исследования, которые публикуются от имени несуществующих общественных организаций, а зачастую - вообще без каких-либо подтверждений того, что в этих постах говорится".

    Эксперт справедливо отмечает, что конкуренция на рынке противовирусных лекарств - это нормальная ситуация. Но абсолютно ненормально, когда она превращается в "медицинский терроризм" и начинает бить по нам с вами.

    Конечно, каждый сам вправе выбирать: верить медикам или фейкам, но ведь и СМИ должны проверять достоверность информации - так же, как и официальные группы в соцсетях, по правилам которых недостоверная информация должна незамедлительно удаляться. В условиях массового распространения лживой информации, умело замаскированной под "проверенные факты", сделать правильный выбор становится очень сложно.

    Самое опасное в информационных вбросах то, что они подрывают веру пациентов в рекомендации врачей и подвергают сомнению назначенный специалистом курс лечения, а это уже не просто манипулирование мнением, это - игры с человеческими жизнями.

    "Не удивительно, что по итогам заседания Общественной палаты была принята жесткая резолюция, призывающая регуляторов вмешаться в ситуацию с распространением фейковых вбросов, которая представляет собой угрозу национальной безопасности и здоровью граждан", - резюмирует Павел Данилин.

    Генеральный секретарь Российского научного медицинского общества терапевтов, главный внештатный специалист-пульмонолог Минздрава РФ по ЦФО Андрей Малявин на заседании круглого стола также зримо и остро обозначил проблему недобросовестной конкуренции, фейковых информационных вбросов, некачественных исследований, в частности гомеопатических препаратов, обмана потребителей и даже административного и финансового давления для продвижения определенных препаратов.

    "Дезинформация пациентов и врачей, которую сейчас так просто организовать при помощи современных цифровых технологий - это не только этическая проблема, но и сознательное лишение доступа пациентов к препаратам с доказанной активностью и потеря драгоценного времени для борьбы с болезнью, - считает профессор Малявин. - Особенно на фоне подъема заболеваемостью ОРВИ и гриппом, осложненного новой коронавирусной инфекцией".

    Если сегодня атакам подвергаются даже безрецептурные противовирусные препараты, имеющие доказательную базу и необходимые клинические исследования, то завтра с этим может столкнуться любое лекарство, выходящее на рынок. Значит, правы эксперты в том, что такие действия могут рассматриваться как угроза здоровью граждан, а, следовательно, и национальной безопасности.

    "Те, кто создает, поддерживает и верит в мифы о лекарствах вольно или невольно участвуют в формировании национальной катастрофы, - отмечает профессор Малявин. - Катастрофы отказа от лечения или выбора в пользу лечения непроверенными препаратами. Катастрофы подрыва доверия к врачам и отрицания безопасных и эффективных лекарств с серьезной доказательной базой, то есть хорошо исследованных как в эксперименте, так и показавших результат у реальных пациентов".

    Поделиться