21.12.2020 19:04
    Поделиться

    Обозреватель "РГ" подводит итоги кинематографического творчества в 2020-м

    Трагический год, когда жизнь планеты, казалось, остановилась, для нашего кино, как ни удивительно, оказался урожайным. Больших шедевров нет, но хороших картин больше, чем может поместиться в топ-десятку.
    продюсерский центр Андрея Кончаловского

    Начну с тех, что вынужденно остались за бортом "десятки". Это вполне качественные фильмы "На острие", "Зови меня Дрозд", "Хандра", "Гипноз". Это во многом вторичное, но неплохое развлекательное кино "Серебряные коньки". "Холоп", так удачно сублимировавший робингудовскую энергию мщения зарвавшимся "барам", что при скромных достоинствах стал прокатным хитом.

    "Десятка" получилась необычно разнообразной. Здесь авторские фильмы "Блокадный дневник" Андрея Зайцева об аде первой ленинградской блокадной зимы и "Конференция" Ивана И. Твердовского - о нашем трусливом беспамятстве. Здесь "Дорогие товарищи!" Андрея Кончаловского - драма о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске 1962 года и "Доктор Лиза" Оксаны Карас - успешная попытка воссоздать подвижнический характер Елизаветы Глинки. Четыре отличных фильма, коснувшиеся болевых точек истории и современности, - такого давно не было в нашем робком, социально инертном кино.

    Есть интересные эксперименты. Удался опыт с ограничением нашего поля зрения до трех главных персонажей, когда в кадре нет ничего стороннего, отвлекающего от лиц героев, их глаз, их состояний, - в семейной драме Анны Меликян "Трое". Художественно результативным оказался опыт Бориса Гуца, снявшего сильную драму "Смерть нам к лицу" в духе "селфи" - айфоном. Михаил Косырев-Нестеров сделал сценарий на основе бесед со звездами Московской оперетты об их не видимой зрителям, уже не столь безоблачной жизни, и они блестяще сыграли сами себя в фильме "Grand канкан", явив таланты не только вокальные, но и драматические; картина уже собрала коллекцию Гран-при многих фестивалей мира.

    Григорий Константинопольский перенес действие хрестоматийной "Грозы" в наши дни - характеры Островского легли в нашу современность органично, без зазоров. А конец года ознаменован его попыткой скрестить гоголевскую "Русь-тройку" с новейшим BMW чиновника-майора-взяточника Чичикова в сериале "Мертвые души". В абсурдистском, на стыке с фантасмагорией, ракурсе увидели нашу действительность Дмитрий Федоров в фильме "Москвы не бывает" и Семен Серзин в "Человеке из Подольска". Сюрреалистическая реальность русского Севера естественно перетекает в сюрреалистическое развитие событий в отличном дебютном фильме Филиппа Юрьева "Kitoboy", где этнограф-документалист Роберт Флаэрти пожал руку Сальвадору Дали.

    Робея острых социальных тем, продюсеры делают ставку на ретро в спортивных байопиках "Стрельцов", "Лев Яшин. Вратарь моей мечты", "На острие" - судьбы кумиров безошибочно привлекают публику. Все заметнее присутствие в общероссийском репертуаре якутского кино - оно регулярно уводит домой главные призы фестивалей в Сочи и в Выборге ("Пугало" Дмитрия Давыдова, "Черный снег" Степана Бурнашева).

    А самое захватывающее кино года - документальное: монтажный фильм Андрея Осипова "Шаман". Киноэпопея, где собраны уникальные кадры будней советской страны, и ее история предстает как никогда многоликой - трагичной и прекрасной, полной надежд и оглушительных разочарований, государственных преступлений и народных подвигов, сплав безоглядной радости и безбрежного горя. Это попытка на основании кинодокументов проанализировать феномен фигуры Сталина, ввергшей в состояние гипноза многие поколения. Сталина, который даже бутылку боржоми придвигает к себе таким жестом, что холодок бежит за ворот. Фильм - спор идей и поколений, рожденный горечью, тревогой за будущее и любовью.

    У нас снято более ста полнометражных фильмов. Часть из них не собрала и малой доли затраченных денег, часть бесславно прошла на интернет-сервисах, часть не вышла к зрителям вообще - это, как правило, художественный и технический брак. При отдельных достижениях, общий технический уровень нашего кино упал катастрофически. В жестких условиях безденежья экономят на всем - на сценарии, редактуре, музыке, перезаписи звука, монтаже... Весьма интригующую "Кольскую сверхглубокую" непоправимо портят неумело написанные и технически плохо записанные диалоги. Эта беда очень многих фильмов, она становится едва ли не главной причиной оттока публики: герои изъясняются невнятно, впору снабжать русскую картину русскими субтитрами. Похоже, иные авторы-режиссеры не имеют понятия о такой категории, как темпоритм действия - из фильма в фильм тянутся немилосердно затянутые, ничем существенным не заполненные, монотонные кадры.

    Почти исчезла профессия кинодраматурга - сценарии пишут все, кто может набрать слова на компьютере. И возник примитивнейший буквализм: если фильм о беспросветности - он и сам беспросветен, если о тоске и скуке - он и сам тосклив и скучен, кто ж такое будет смотреть?

    Как ни странно, год пандемии для нашего кино оказался урожайным: шедевров нет, но хороших фильмов снято немало 

    А что же те, кто кино снимать умеют и давно доказали это, что с нашими классиками? Уже много лет не может найти бюджет для новых проектов самый титулованный из современных русских режиссеров, трехкратный "оскаровский" номинант Андрей Звягинцев, картин которого с нетерпением ждут в мире. Ушли из "большого кино" в сериалы Борис Хлебников и Петр Попогребский. Надолго замолчал Сергей Лобан, в следующем фильме которого обещала сняться, вручая приз за "Шапито-шоу", Джеральдина Чаплин. Уже семнадцать лет нет картин Вадима Абдрашитова. С огромными паузами снимает Павел Чухрай. Не имеет государственной поддержки Александр Карпиловский - новый Ролан Быков, создатель лучших детских картин нового века - трилогии "Частное пионерское". Трагедии в семье надолго выбили из строя кумира поколений Сергея Соловьева, а без него в кино плохо. Когда молчат классики, кино словно лишается камертона, его уровень пикирует без тормозов, оно фальшивит, само того не замечая.

    И все же экстремальному 2020-му не удалось загасить творческую энергию. Что год грядущий нам готовит - остается гадать и надеяться.

    Топ-десятка. Субъективный выбор

    1. "Дорогие товарищи!" Реж. Андрей Кончаловский.

    2. "Шаман". Реж. Андрей Осипов.

    3. "Блокадный дневник". Реж. Андрей Зайцев.

    4. "Доктор Лиза". Реж. Оксана Карас.

    5. "Конференция". Реж. Иван И. Твердовский.

    6. "Человек из Подольска". Реж. Семен Серзин.

    7. "Гроза". Реж. Григорий Константинопольский.

    8. "Трое". Реж. Анна Меликян.

    9. "Grand канкан". Реж. Михаил Косырев-Нестеров.

    10. "Kitoboy". Реж. Филипп Юрьев.

    Поделиться