Государственный рязанский приборный завод (ГРПЗ) подарил региону две зарядные станции для электромобилей собственной разработки.
- Мы очень тесно взаимодействуем с правительством региона, - заявил генеральный директор ГРПЗ Борис Виноградов. - Благодаря его поддержке завод приступил к разработке и выпуску электрозарядных станций. Они для нас являются своеобразным драйвером, на котором будет основан рост гражданской продукции. В содружестве с правительством региона мы хотим внести свой вклад в создание зарядной инфраструктуры для электромобилей в Рязани и безвозмездно передаем две зарядные станции для реализации этого пилотного проекта.
В свою очередь в концерне радиоэлектронных технологий (АО "КРЭТ" Госкорпорации "Ростех"), в который входит рязанский завод, говорят о создании единой зарядной сети для всего региона, а в перспективе - и для всей страны. В компании уверяют, что для этого имеются все основания. Так, рязанские ЭЗС в отличие от других разработок, в том числе зарубежных, имеют специализированную систему управления, позволяющую соединять зарядные станции в единую систему. К тому же эффективность устройств для зарядки электробусов уже подтверждена опытно-промышленными испытаниями в Мосгортрансе.
- Государственный Рязанский приборный завод вносит значимый вклад в реализацию государственных программ, направленных на развитие в России комфортной инфраструктуры для электротранспорта. Сегодня на наши зарядные станции приходится 17 процентов рынка ЭЗС постоянного тока и 28 процентов - переменного. Сеть наших ЭЗС, установленных на территории России, является одной из крупнейших, насчитывает более 130 станций, - отметил генеральный директор АО "КРЭТ", куратор Новгородского и Марийского отделений Союза машиностроителей России Николай Колесов. - Стратегическая задача по данному направлению - создание единой зарядной сети в Российской Федерации.
Собственно в столице эта работа уже началась. Как рассказал Карим Кузахметов, вице-президент по региональному развитию компании "Ситроникс", занимающейся внедрением интеллектуальной транспортной системы в Москве, существует план по созданию электрозарядной инфраструктуры, где "Ситроникс" выступает интегратором и оператором проекта, а КРЭТ - поставщиком оборудования. По столичному сценарию намерены пойти и рязанские власти. По словам заместителя председателя правительства области Светланы Горячкиной, созданием в регионе зарядной инфраструктуры занимается специальная рабочая группа. Более того, совместно с администрацией областного центра уже определены перспективные точки размещения электрозарядных станций.
Впрочем, амбиции оборонщиков идут дальше. Так, руководство КРЭТ и компании АЗ "ГАЗ" осенью этого года договорились о совместном проекте зарядной инфраструктуры для малотоннажных электромобилей "ГАЗель E-NN". Сейчас концерн ведет переговоры с руководством Нижегородской области об опытной эксплуатации ультрабыстрых зарядных станций для запуска тестовых маршрутов электробусов к 800-летию города. Кроме того, в планах - поддержка развития электробусных маршрутов в крупных региональных городах: Нижнем Новгороде, Тюмени и Владивостоке. В Рязани же электростанции, подаренные региону оборонным предприятием, будут установлены на федеральной трассе М-5. Начало строительно-монтажных работ запланировано на весну 2021 года.
О том, что в Туле намерены возобновить производство некогда популярных грузовых мотороллеров, впервые заговорили в 2016 году. Пару лет назад новый "Муравей" уже можно было увидеть во дворе "Туламашзавода" - для начала его опробовали на собственной территории. Компактное транспортное средство оказалось довольно удобным, к нему проявили интерес соседние предприятия и даже фермеры. "Видели в фильмах, как миллионеры разъезжают на открытых машинках по полям для гольфа? Это примерно то же самое, только по промзоне", - смеются на заводе.
Новый "Муравей" отличается от своего предшественника не только появлением кабины вполне современного дизайна, выполненной из легкого стеклопластика, - теперь он оснащен электродвигателем. Есть модель с гибридным двигателем - может работать как от дизельно-генераторной установки, так и от аккумуляторной батареи. Но основной упор на предприятии все же делают на электроверсию.
- Новый "Муравей" так и называется - внутризаводское транспортное средство (ВТС). Помимо прочего, он еще и экологически безопасен - на предприятиях выбросов везде хватает, - говорит гендиректор компании Евгений Дронов.
По его словам, новый "Муравей" уже купили многие тульские предприятия, да и коллегам по корпорации "Ростех" из других регионов он тоже пришелся по душе.
- На втором этапе наладим выпуск "Муравья" для дорог общего пользования, - рассказал "РГ" гендиректор. - Там и скорости другие будут.
Пока же обновленная легенда способна передвигаться со скоростью лишь 20 километров в час.
- Раньше действовал главный принцип предприятий ОПК: военное производство в приоритете, а гражданская продукция - на втором месте, - заметил генеральный директор ГРПЗ Борис Виноградов. - Сегодня же стоит вопрос целевого финансирования разработки и создания гражданской продукции. Мы пошли по пути создания отдела диверсификации производства, который занимается поиском передовых разработок. Ключевую роль в этом играет сотрудничество с рязанскими вузами.
В свое время в Рязанской области было подписано соглашение о создании консорциума между образовательными организациями и промышленным сектором экономики. Государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова стал научно-техническим партнером ГРПЗ. Сейчас предприятие и вуз реализуют сразу несколько совместных проектов, рассказали в пресс-службе вуза. Так, был создан тренажер для отработки навыков проведения лапароскопических операций. Сейчас макет тренажера проходит апробацию. Также проводятся испытания прибора для внутривенного лазерного облучения крови и серия испытаний изделий "Заря" на основе плазменно-оптических технологий - приборы для ранозаживления и для дезинфекции воздуха.
Предприятия ОПК весьма активно включились в процессы импортозамещения в сфере медтехники. Так, на военно-техническом форуме "Армия-2020" тульское НПО "СПЛАВ" им. А. Н. Ганичева представил новые медицинские аппараты - комплексы LifeStream HEPAR и LifeStream ECMO, позволяющие реанимировать пациентов с внезапной остановкой сердца и легочной недостаточностью, восстанавливать и поддерживать жизнеспособность трансплантатов как в теле пациента, так и вне организма. Аналогов этим аппаратам в России сегодня нет.
Как рассказали на "СПЛАВе", работы ведутся совместно с Центральным научно-исследовательским и опытно-конструкторским институтом робототехники и технической кибернетики Санкт-Петербурга. Медицинским соисполнителем проекта является ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова".
- Один из образцов - LifeStream Hepar - восстанавливает и поддерживает жизнеспособность донорских органов. Его внедрение позволит значительно увеличить количество органов, доступных для трансплантации. Второй комплекс - LifeStream ECMO - способен замещать кровообращение пациента при острой сердечной недостаточности, а также насыщать кровь кислородом при тяжелой острой дыхательной недостаточности. Эта технология позволяет реанимировать пациента, когда аппарат ИВЛ уже не справляется,- отметил генеральный директор АО "НПО "Сплав" им. А.Н. Ганичева Александр Смирнов.
Планируется, что клинические испытания аппаратов завершатся до конца этого года. Помимо прочего, разработаны одноразовые комплектующие, что позволило оборонщикам снизить стоимость приборов.